Еще одним отличным произведением
Франсуазы Саган (а, по мнению многих читателей - даже лучшим) является ее роман “
Немного солнца в холодной воде” (1969). Это очень душевное, тонкое и грустное произведение. Название романа - чуть переиначенные слова из стихотворения “
Моей сестре” знаменитого французского поэта
Поля Элюара.
Роман написан от третьего лица, в нем только линия главного героя и довольно много (в отличие от предыдущих двух рассмотренных романов) активно действующих персонажей. На этот раз писательнице блестяще удалось проникнуть в психологию мужчины, практически ее сверстника в год написания романа, и дать портрет еще одной незаурядной женщины.
…Действие происходит в 1967-68 годах, попеременно в Париже и в тихом регионе Лимузен (в том числе - в городе Лимож). 35-летний журналист
Жиль Лантье, работающий в международном отделе влиятельной парижской газеты, последние три года живет в своей трехкомнатной квартире со своей любовницей, красавицей-манекенщицей
Элоизой. Вот уже три месяца, как он находится в состоянии сильной нервной депрессии - не хочет работать, читать, встречаться с друзьями, не может даже заниматься любовью.
На первый взгляд, Жиль кажется очень положительным персонажем, но по мере чтения романа становится ясно, что он по натуре эгоистичен, слабоволен и склонен к мелкому обману.
Доктор, к которому Жиль обращается по совету своего близкого друга и коллеги
Жана, объясняет, что такая депрессия наблюдается у многих парижан и лечить ее бесполезно - скорее всего, она пройдет сама, если Жиль переменит обстановку. И он едет отдохнуть в Лимузен к своей старшей замужней сестре
Одилии, живущей со своим мужем, нотариусом
Флораном в их старом родительском доме, в 30 километрах от города Лимож.
В первые пару недель никакого улучшения самочувствия у Жиля не происходит. Как-то сестра с мужем почти насильно берут его с собой на вечер, который устраивают их знакомые в Лиможе. Там он знакомится с 30-летней красавицей
Натали Сильвенер, женой судейского чиновника
Франсуа. Она с первого взгляда влюбляется в Жиля…
Натали - прямая, бескомпромиссная женщина, не признающая условностей. На следующий же день она едет к сестре Жиля, на берегу речки встречается с ним и очень скоро становится его любовницей. Встреча эта оказывается настолько благотворной для “больного”, что он быстро излечивается от депрессии.
Наступившая полоса удач продолжается - ему звонит Жан и сообщает, что он должен вернуться в Париж, поскольку главный редактор газеты собирается предложить ему должность начальника международного отдела. Жиль прощается с Натали, обещая ей вернуться через неделю.
В Париже босс сообщает ему о своем решении и добавляет, что оставшиеся шесть недель до сентября Жиль может отдохнуть, а затем приступить к работе в новой должности. Жиль чувствует, что уже не может жить без Натали, и признается Элоизе, что полюбил другую. Для нее это оказывается сильным ударом, она съезжает с его квартиры. А Жиль, не дотерпев, уже через день возвращается на поезде в Лимож, где на вокзале его встречает счастливая Натали.
Для влюбленных наступают прекрасные дни (во всяком случае, для Жиля). Они целые дни проводят вместе и наслаждаются своей любовью. Через некоторое время вечер устраивает муж Натали. На этом вечере Жиль встречается со старшим братом Натали
Пьером Лакуром (брат и сестра с детства очень близки). Тот открывает ему глаза: оказывается, Натали, со своей бескомпромиссностью, мучается от того, что вынуждена обманывать своего мужа. И если Жиль действительно любит ее, то должен увезти к себе.
Жиль объясняется с Натали. В итоге, он уезжает в Париж, а через три дня, расставшись с мужем, к нему приезжает она. Жиль знакомит ее со своими друзьями, они ходят по музеям, на концерты и в театр - Натали образованная женщина и любит такие мероприятия. С сентября он начинает работать на новой должности, через некоторое время Натали тоже устраивается на работу в туристическое бюро.
Кажется, все у них наладилось, и их роман кончился “хэппи эндом”. Но в Жиле вновь начинают проявляться худшие черты его характера, и чем дальше, тем сильнее ему кажется, что, несмотря на всю их взаимную любовь, Натали фактически ограничила его свободу…
Если сравнивать ее с героинями двух ранее рассмотренных в этой теме романов Саган (
Анной Ларсен и
Поль), то у Натали наиболее цельная натура, и она похожа на героинь классических русских романов, о чем неоднократно говорится по ходу повествования. Есть информация, что Саган назвала свою героиню в честь
Наташи Ростовой, главной героини романа-эпопеи
Льва Толстого “
Война и мир”. Вот, например, отрывок из ее диалога с Жилем:
- Ты читал когда-нибудь русские романы? Внезапно, после двух встреч, герой говорит героине: “Я люблю вас”. И это правда, и это ведет повествование прямо к трагическом концу.
- А какой трагический конец ты предвидишь для нас с тобой в Лиможе?
- Не знаю. Но так же, как героям русских романов, мне это безразлично.
Интересен образ
Жана. Он вроде бы заботливый друг Жиля, всегда старается помочь ему и оказаться полезным. Но странным образом часто получается так, что он, вольно или невольно, как бы “подначивает” его на всякие выходки и даже поощряет их. Проницательная Натали почувствовала это с самого начала их знакомства, о чем и сообщила Жилю.
Название романа подобрано метко: сумеет ли “
солнце” (Натали) нагреть “
холодную воду” (Жиля)?
В этом романе особенно много парадоксальных, чисто “сагановских” афоризмов, например: “
…Как все прирожденные лгуны, он был до смешного доверчив”. Или: “
…Счастливый человек - чаще всего человек бессовестный”.
Через 2 года после выхода романа в свет, в 1961 году появилась его одноименная франко-итальянская экранизация. Фильм, очень близкий к роману, снял знаменитый французский режиссер
Жан Дере. Все значимые персонажи сохранили свои имена и фамилии, отличия от романа несущественны (например, в фильме Элоиза – американка; родительский дом Жиля, где живут его сестра с мужем, по сравнению с книжным описанием, просто шикарен; в фильме неясно, куда и когда поступила на работу в Париже Натали).
Главную женскую роль Натали Сильвенер прекрасно сыграла популярная французская киноактриса
Клодин Оже, а главную мужскую роль Жиля Лантье - французский киноактер швейцарского происхождения
Марк Порель. Сыграл он неплохо, но есть один нюанс: если во время съемок фильма Клодин Оже было 30 лет (то есть столько, сколько Натали), то Порелю было всего 22 года - он был намного моложе книжного Жиля и заметно моложе Натали, что уменьшило достоверность происходящего. На мой взгляд, и по возрасту, и по типажу на эту роль гораздо больше подошел бы
Ален Делон, который тогда был практически ровесником книжного Жиля.
Ключевую роль Жана, близкого друга Жиля, сыграл популярный французский киноактер
Бернар Фрессон. Другую ключевую роль брата Натали Пьера Лакура (в фильме его фамилия не называется) сыграл знаменитый французский киноактер, тогда еще молодой
Жерар Депардье. Важную роль Элоизы, любовницы Жиля до его встречи с Натали, сыграла популярная американская киноактриса
Барбара Бах, жена
Ринго Старра, барабанщика легендарной группы “
The Beatles”. Также важную роль
Франсуа Сильвенера, мужа Натали, сыграл именитый французский киноактер и писатель
Жан-Клод Каррьер.
Фильм украшает прекрасная музыка знаменитого французского композитора армянского происхождения
Мишеля Леграна. Согласно воспоминаниям писательницы, он написал ее во время ужина у продюсера: Саган объяснила ему, какой она видит основную тему, набросала карандашом текст песни “
Скажи мне”, композитор сел за рояль, и в итоге родилась музыка, “
печальная до слeз”.