Автор Тема: Вопросы нравственности в литературе  (Прочитано 29986 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сєм

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 8 706
  • Карма: +433/-0
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #15 : 24 Февраль 2016, 16:34:18 »
К слову, в Волкодаве неоднозначный набор реакций, они разные есть.
пых!

Оффлайн Bob-Domon

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 13 014
  • Карма: +698/-0
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #16 : 24 Февраль 2016, 16:35:20 »
Угу, а еще изображен предателем польского народа, который еще ближе чем турецкий, Генрих III.
Так ведь Генриха сделали польским царем чуть не насильно. Кстати, в том же романе "Сорок пять" его образ не является однозначно отрицательным, в отличие от того же Гиза.
А насчет истории - Дюма ведь не зря сказал,что ома для него как гвоздь в стене. :)

Оффлайн Bob-Domon

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 13 014
  • Карма: +698/-0
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #17 : 24 Февраль 2016, 16:37:19 »
К слову, в Волкодаве неоднозначный набор реакций, они разные есть.
Да, верно. Кстати, я сам уважаю неоднозначные произведения больше линейно-пропагандистских.)

Оффлайн Lucia

  • Администратор
  • Творец легенд
  • *****
  • Сообщений: 2 232
  • Карма: +243/-0
  • Охотник на тараканов. Охота продолжается...
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #18 : 24 Февраль 2016, 16:43:58 »
Меня всегда интересовало - как бы действовал граф, если бы после событий в Марселе его враги вели бы праведную жизнь (или, по крайней мере, не совершали бы явных преступлений)? ИМХО, ему пришлось бы либо отступиться от мести (ведь, в сущности, его враги в случае суда над ними могли оправдываться, будто искренне считали Дантеса предателем - письмо от Наполеона и т. д,), либо опуститься до уровня своего прототипа Франсуа Пико и убивать лично либо с помощью наемных убийц.Или Дюма хотел показать, что предатель останется преступником и предателем всегда?
Если допустить возможность того, что они все резко исправились, я думаю, что он всё равно бы мстил. Остановился возможно раньше, но в любом случае начать - начал бы, может быть пожалел бы и просто перестрелял...

Дюма-то явно показывал, что подлость не исправляется, в смысле, если человек подлый и низкий, он таким и будет. Хотя может это не совсем даже это, а "раз оступился и по накатанной", вот тут я не определилась. У меня всё же есть определенное ощущение шаблонности от отрицательных персонажей и отсюда я больше склоняюсь к первому)
Горек дар его - словно дикий мед,
И сказать нельзя, и молчать не в мочь...

Оффлайн Сєм

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 8 706
  • Карма: +433/-0
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #19 : 24 Февраль 2016, 16:55:23 »
Что поделать, на классическую литературу не претендует, так как нет глубокого знания и раскрытия человеческой натуры.
пых!

Оффлайн Bob-Domon

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 13 014
  • Карма: +698/-0
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #20 : 24 Февраль 2016, 17:18:33 »
Что поделать, на классическую литературу не претендует, так как нет глубокого знания и раскрытия человеческой натуры.
Ну, он во Франции считается классиком, наряду, скажем, даже с Бальзаком.
А вообще, ИМХО, понятие "классик" растяжимое и необязательно означает успешность и любовь читателей. Например, Державин и Карамзин - несомненно, классики, но много ли у них сегодня почитателей?
Или Хьюго Гернсбек - классик фантастики, но вряд ли хоть 1 любитель НФ из 100 читал его произведения. Даже такие безусловные классики, как Альфред Ван-Вогт, Мюррей Лейнстер или Лестер дель Рей сегодня почти позабыты, а ведь у них есть очень интересные произведения.

Оффлайн Тереза

  • Творец легенд
  • *****
  • Сообщений: 2 087
  • Карма: +200/-0
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #21 : 24 Февраль 2016, 17:23:10 »
когда в возрасте, кажется 12 лет, впервые прочитала "Монте Кристо, было всё о.к. - злодеи там - пробы ставить некуда,  всемогущий граф, месть - это так романтично. С возрастом стала оценивать немного по другому. Жизнь, в которой есть место только мести - жалко графа, такие возможности были ему даны, а он так и остался в замке Иф навеки.
И его уверенность в собственной непогрешимости - именно она привела к убийству ребёнка. Разумеется, понятно желание отомстить, но в данном случае это уже на уровне душевной болезни
Am Ende wird alles gut. Wenn es nicht gut wird, ist es noch nicht das Ende.

Немного здравого смысла, немного терпимости, немного чувства юмора, и можно очень уютно устроиться на этой планете.
Сомерсет Моэм

Оффлайн Bob-Domon

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 13 014
  • Карма: +698/-0
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #22 : 24 Февраль 2016, 17:51:23 »
И его уверенность в собственной непогрешимости - именно она привела к убийству ребёнка.
Повторю, графа можно обвинить во многом и прежде всего в том, что он взял на себя функцию карающего Бога. Он разрушил жизнь Альбера - очень положительного персонажа, способствовал несчастью Эжени Данглар (хотя здесь есть и ее вина, и ее отца), "пустил козла в огород" (освободил из каторги Бенедетто, спровоцировав его на новые преступления)...
Но вина за убийство ребенка всецело лежит на матери, убившей его, и отце, который своим ультиматумом толкнул жену на самоубийство и убийство сына. Для графа это было полной неожиданностью, он пришел в отчаяние и попытался оживить ребенка, но безуспешно. И вновь повторю, именно гибель ребенка и связанное с этим сумасшествие Вильфора заставило его прекратить свою месть.

Оффлайн Bob-Domon

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 13 014
  • Карма: +698/-0
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #23 : 24 Февраль 2016, 18:01:25 »
И теперь еще один момент.
Допустим, Дюма развил бы сюжет так - Дантес выходит из тюрьмы, становится филантропом, помогает бедным и страждущим, прощает своих врагов и проводит дни и ночи в смиренных молитвах  Всевышнему. Вызвал ли бы читательский интерес такой роман?
Другой вариант - после тюрьмы он использует свои недюжинные способности и становится знаменитым ученым, путешественником или, скажем, шахматистом. :)
Боюсь, во всех этих случаях книгу постигла бы участь нравоучительного романа "Маленький лорд Фаунтлерой" амглийской писательницы Фрэнсис Бернетт, который я так и не смог в свое время одолеть (хотя, возможно, я не прав).

Оффлайн Тереза

  • Творец легенд
  • *****
  • Сообщений: 2 087
  • Карма: +200/-0
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #24 : 24 Февраль 2016, 18:10:26 »
Но вина за убийство ребенка всецело лежит на матери, убившей его, и отце, который своим ультиматумом толкнул жену на самоубийство и убийство сына. Для графа это было полной неожиданностью, он пришел в отчаяние и попытался оживить ребенка, но безуспешно. И вновь повторю, именно гибель ребенка и связанное с этим сумасшествие Вильфора заставило его прекратить свою месть.
сейчас уже не помню точно в какой момент молодая жена Вильфора встретилась с графом (кажется он на тот момент был в образе аббата) и получила консультацию о том как разумно применять яды. Всякие такие мысли бродили в её голове, вне сомнения, но как далеко бы она зашла? И везде, по-моему, человек, знающий, что совершается убийство и наблюдающий за этим, называется пособником - граф точно знал, что творится в доме Вильфора, и м молчал выжидая своего часа. Разумеется, непосредственные виновники -  мать и отец, но он как мин. соучастник.
Am Ende wird alles gut. Wenn es nicht gut wird, ist es noch nicht das Ende.

Немного здравого смысла, немного терпимости, немного чувства юмора, и можно очень уютно устроиться на этой планете.
Сомерсет Моэм

Оффлайн Рашан Курин

  • רשן קורין
  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 8 703
  • Карма: +387/-1
  • Парень с граблями
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #25 : 24 Февраль 2016, 18:10:55 »
Предполагаю, что Дюма и не ставил целью романтизировать образ мстителя, памятуя о явно ироничном отношении к такому явлению, как вендетта, в повести "Корсиканские братья". Но все же об авторской оценке можно лишь догадываться)

И теперь еще один момент.
Допустим, Дюма развил бы сюжет так - Дантес выходит из тюрьмы, становится филантропом, помогает бедным и страждущим, прощает своих врагов и проводит дни и ночи в смиренных молитвах  Всевышнему. Вызвал ли бы читательский интерес такой роман?

Ну и всек же это совсем другой вопрос, я так понимаю, разговор все же о личной оценке действий. Неоднозначность данной оценки как раз таки говорит в пользу романа, как мне кажется
... и было предсказано, что в дни, когда цветные картинки разобьют все ожидания, смех сольется со слезами и древний фандом соберется вместе.
Тогда настанет время вновь оседлать зебру.

Оффлайн Тереза

  • Творец легенд
  • *****
  • Сообщений: 2 087
  • Карма: +200/-0
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #26 : 24 Февраль 2016, 18:13:01 »
Для графа это было полной неожиданностью, он пришел в отчаяние и попытался оживить ребенка, но безуспешно. И вновь повторю, именно гибель ребенка и связанное с этим сумасшествие Вильфора заставило его прекратить свою месть.
Потому что показало истинное лицо его действий. Он не стал бы спасать Валентину, если бы в неё не влюбился его протеже, а она была точно так же ни в чём не повинна, как и этот ребёнок.
« Последнее редактирование: 24 Февраль 2016, 18:17:09 от Тереза »
Am Ende wird alles gut. Wenn es nicht gut wird, ist es noch nicht das Ende.

Немного здравого смысла, немного терпимости, немного чувства юмора, и можно очень уютно устроиться на этой планете.
Сомерсет Моэм

Оффлайн Тереза

  • Творец легенд
  • *****
  • Сообщений: 2 087
  • Карма: +200/-0
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #27 : 24 Февраль 2016, 18:16:36 »
И теперь еще один момент.Допустим, Дюма развил бы сюжет так - Дантес выходит из тюрьмы, становится филантропом, помогает бедным и страждущим, прощает своих врагов и проводит дни и ночи в смиренных молитвах  Всевышнему. Вызвал ли бы читательский интерес такой роман?
трудно сказать, зависит от таланта писателя.
Хотя на мой взгляд, это такая ж крайность, как всецело посвятить себя мести. Вот интересно, если бы выяснилось, что его враги сами поумирали, чтобы он стал делать? - Жизнь ведь была бы лишена смысла.
Am Ende wird alles gut. Wenn es nicht gut wird, ist es noch nicht das Ende.

Немного здравого смысла, немного терпимости, немного чувства юмора, и можно очень уютно устроиться на этой планете.
Сомерсет Моэм

Оффлайн Нана

  • Мастер
  • ****
  • Сообщений: 512
  • Карма: +105/-0
  • Анна Баскер, Тварь в круге...
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #28 : 24 Февраль 2016, 18:17:29 »
когда в возрасте, кажется 12 лет, впервые прочитала "Монте Кристо, было всё о.к. - злодеи там - пробы ставить некуда,  всемогущий граф, месть - это так романтично. С возрастом стала оценивать немного по другому. Жизнь, в которой есть место только мести - жалко графа, такие возможности были ему даны, а он так и остался в замке Иф навеки.
И его уверенность в собственной непогрешимости - именно она привела к убийству ребёнка. Разумеется, понятно желание отомстить, но в данном случае это уже на уровне душевной болезни
Моя взрослая реакция была подобной, за исключением одного: Медея, убившая своих детей была известна меньше, преступление госпожи де Вильфор вызвало леденящий ужас, неужели она предполагала, что с её сыном в будущем обойдутся так, как она с Валентиной?

Оффлайн Сєм

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 8 706
  • Карма: +433/-0
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #29 : 24 Февраль 2016, 18:37:38 »
Существуют разные виды мести. Родовая месть, скажем, есть способ существования общества при отсутствии эффективного аппарата насилия государства.
пых!