Для меня варианты "Нужны, и ещё долго будут нужны." (но скорее не в варинте именно "нужны", а скорее востребованы) и "Нужны только по тем специальностям, где требуется "живой" контакт (например, медицина)." не противоречат друг другу, можно было б выбрать два варианта - выбрала бы оба.
Попробую объяснить что я имею ввиду.
Для многих специальностей (в том числе для своей) прекрасно вижу обучение онлайн (или иные варианты заочного обучения) с посещением различных конференций и форумов (как студенческих, так и обычных корпоративных - они нередко бесплатные для студентов) написанием эссе и практик наподобие производственных (вариантов стажеровок море).
То, чему меня учили, отлично учится отдельными курсами или блоками курсов. При наличии супервизора и возможности задавать вопросы тем более. А уж каких-то практических и полупрактических примеров можно много найти, бизнес-кейсов для решения тоже... Всё это замечательно переносится в он-лайн.
Экономисту, программисту, иному айтишнику (которому не требуется изучать работу разного рода железа на практике) вполне под силу учиться не просиживая задницу в пыльных аудиториях по полдня, а иногда и целыми днями. Последнее меня особенно бесило, когда я уже работала по специальности, но так как это же очная форма, надо было приходить, просто посидеть. И многих не волновало, что ты их предмет уже знаешь на отлично, ибо с этим работаешь - ну прийти же надо.
Но при этом как форму социализации и место для полезных знакомств университет себя еще нескоро изживет даже для таких специальностей. Это какая-то своя атмосфера, от которой вряд ли скоро откажутся.
При этом специальности, в которых требуется "набивать руку" на живых примерах и с помощью долгой практики выводить целиком в он-лайн пока рано. Не могу представить медика, который крови вживую не видел. Может и не для всех медицинских специальностей это характерно, но... В общем, если сама работа по специальности не ограничивается моделированием каких-то опытов, то лучше их попробовать делать вживую и тут реальные лаборатории все-таки нужны. При этом это зачастую не те специальности, где можно запросто устроиться попрактиковаться - последствия такой практики могут быть опасными. Можно, конечно, пофантазировать на тему каких-то отдельных практикумов с теми же супервизорами, но тут я не настолько владею темой, чтобы оценить реалистичность всего этого. К тому же мне кажется, что в них еще и с точки зрения психологии важно поделать что-то руками, не только на симуляторе. Это дает дополнительную уверенность, что тоже важно.
В качестве резюме, я таки считаю, что куда более эффективно вывести в он-лайн то, что можно вывести, т.к. это экономит силы и средства на преподавание и при этом приучает к определенной самодисциплине, ну и конечно дает куда больше выбора. При этом баланс между качеством образования и такой вот эффективностью в прикладных специальностях, которые требуют прямого контакта с тем, с чем предстоит работать (медицина, химия, да многое) вряд ли очень просто обеспечивается и не факт, что вообще возможен. Соответственно реальные университеты еще долго будут жить и по этой причине, и в силу привычки, и люди в большинстве своем по натуре консерваторы. Но общество развивается, технологии тожк и я верю, что в части образования мы в итоге отойдем от реальных унивеситетов в пользу он-лайна, пусть и очень не скоро