Автор Тема: Вопросы нравственности в литературе  (Прочитано 29982 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Bob-Domon

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 13 014
  • Карма: +698/-0
Монте-Кристо - тоже персонаж сомнительной приятности
Сейчас, в наш мягкий век действительно начали считать, что Монте-Кристо должен был воздержаться от мести вообще - вместе этого, подать аргументированную жалобу на своих обидчиков в Европейский Верховный Суд. :)
Но и в романе он в конце отступился от мести и пощадил Данглара.

Оффлайн Lucia

  • Администратор
  • Творец легенд
  • *****
  • Сообщений: 2 232
  • Карма: +243/-0
  • Охотник на тараканов. Охота продолжается...
Re: Re: Три орешка
« Ответ #1 : 24 Февраль 2016, 15:00:34 »
Сейчас, в наш мягкий век действительно начали считать, что Монте-Кристо должен был воздержаться от мести вообще - вместе этого, подать аргументированную жалобу на своих обидчиков в Европейский Верховный Суд.

Да и в тот век как-то мне не очень верится, что нормальным было положить свою жизнь на дело мести, да еще и таким циничным образом - по сути за счет близких... Как-то хз, не могу однозначно относиться к этому произведению, но че-то мне подсказывает, что его слишком романтизируют :D

ЗЫ. Рашан, где вопросы-то? :d
Горек дар его - словно дикий мед,
И сказать нельзя, и молчать не в мочь...

Оффлайн Bob-Domon

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 13 014
  • Карма: +698/-0
Re: Re: Три орешка
« Ответ #2 : 24 Февраль 2016, 15:11:11 »
Да и в тот век как-то мне не очень верится, что нормальным было положить свою жизнь на дело мести, да еще и таким циничным образом - по сути за счет близких
Нет, тогда месть была очень даже в ходу, даже по гораздо более мелким поводам. Тот же Зорро, скажем... А здесь человек лишился невесты, отца и ни за что 14 лет мучился в тюрьме - редко кто смог бы в такой ситуации проявить христианское смирение.
И еще - любопытный момент. Монте-Кристо "подловил" своих врагов не на их действиях против него самого, а на их более поздних грехах: Фернана - на предательстве Али Тебелина (кстати, в реале весьма мерзкой личности), Данглара - на финансовых махинациях, Вильфора - на подлом отношении к своему внебрачному сыну, Кадрусса - на убийстве ювелира. К тому же многие из родных его врагов тоже оказались мерзавцами и преступниками - молодая жена Вильфора, тот же Бенедетто...
« Последнее редактирование: 24 Февраль 2016, 15:12:51 от Bob-Domon »

Оффлайн Сєм

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 8 706
  • Карма: +433/-0
Re: Re: Три орешка
« Ответ #3 : 24 Февраль 2016, 15:19:58 »
История Али-Тебелина и прочих - яркий пример того как французы 19 века показывали пословицу про нашего сукиного сына.
Что касается г-на Дантеса, во первых Дюма-пэр извратил Библию, в которой человек проклят на 4 колена за предательство Бога, а вовсе не человека. Из этого проистекли такие гадости как опасность для Валентины, Альбера Морсера, а уж убийство ребенка Эдуарда - тут пэр впал в евгенический экстаз и потерял края - ребенок 8 лет не может быть маньяком да еще и пожизненно, тут Дюма кто-то обманул. В общем, даже в 17 лет романтичным особо не смотрится.
пых!

Оффлайн Bob-Domon

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 13 014
  • Карма: +698/-0
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #4 : 24 Февраль 2016, 16:09:13 »
История Али-Тебелина и прочих - яркий пример того как французы 19 века показывали пословицу про нашего сукиного сына.
Что касается г-на Дантеса, во первых Дюма-пэр извратил Библию, в которой человек проклят на 4 колена за предательство Бога, а вовсе не человека. Из этого проистекли такие гадости как опасность для Валентины, Альбера Морсера, а уж убийство ребенка Эдуарда - тут пэр впал в евгенический экстаз и потерял края - ребенок 8 лет не может быть маньяком да еще и пожизненно, тут Дюма кто-то обманул. В общем, даже в 17 лет романтичным особо не смотрится.
Вроде здесь есть неточности. Эдуард, насколько я помню, сын Вильфора, и его отравила собственная мать, которая тоже покончила жизнь самоубийством. Напомню, именно его гибель подсказала графу, что он зарвался и из справедливого Бога, наказывающего злодеев, превратился в дьявола, несущего гибель невинным. Осознав это, граф пощадил Данглара и удалился от мира.
Опасность для Валентины тоже не была связана с Дантесом - просто она оказалась на пути мачехи, которая методично уничтожала всех других потенциальных наследников. Да, в Италии граф под другой личиной кое-что о ядах подсказал мачехе, но убивать конкурентов она намеревалась во всех случаях.
Ну и, повторю, образы таких мстителей были во все времена - древнегреческая Электра, тот же Зорро, капитан Блад, Матиас Шандор у Жюля Верна, есть они даже в НФ (Альфред Бестер, "Тигр! Тигр!" ) и в фэнтези (Лоуренс Уотт-Эванс, "Хроники Обсидиана" ). Конечно, их всех можно и осуждать (например, неплохая тема для диссертации: "Зорро и капитан Блад - жестокие террористы и духовные отцы Ильича Рамиреса" :)).
Да и д'Артаньян у г-на Дюма, как отметил Бушков, резко отрицательный персонаж - предатель, якшающийся с Бэкингемом и другими врагами Франции, а также с бретерами и вообще очень подозрительными личностями Атосом, Портосом и Арамисом. И Бушков по мере сил исправил эту фальсификацию г-на Дюма: у него д'Артаньян - преданный гвардеец кардинала Ришелье, закадычный друг Рошфора, лютый враг Бэкингема, Атоса, Портоса и Арамиса, нежный возлюбленный чистейшей, прекрасной Миледи, которая в конце становится жертвой злодейки, отравительницы и заклейменной проститутки Констанции Бонасье. Вот это - идейно выдержанное произведение! :D
Кстати, без шуток - читается легко и с удовольствием.)
« Последнее редактирование: 24 Февраль 2016, 16:15:00 от Bob-Domon »

Оффлайн Сєм

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 8 706
  • Карма: +433/-0
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #5 : 24 Февраль 2016, 16:15:59 »
Не совсем так, тут Бушкова завело. Во первых, только во времена Ришелье Франция начала становиться национальным государством. Во вторых, когда война с Англией шла уже, Атос не дал Д'Артаньяну поехать в Англию.

Впрочем, далеко не впервой. Единственное, что у Бушкова точно хорошо - так это его метод бухания.
пых!

Оффлайн Bob-Domon

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 13 014
  • Карма: +698/-0
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #6 : 24 Февраль 2016, 16:19:39 »
Во первых, только во времена Ришелье Франция начала становиться национальным государством.
Ну вот, а д'Артаньян был космополитом интернационалистом. :D

Оффлайн Lucia

  • Администратор
  • Творец легенд
  • *****
  • Сообщений: 2 232
  • Карма: +243/-0
  • Охотник на тараканов. Охота продолжается...
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #7 : 24 Февраль 2016, 16:20:15 »
Не удержалась, перетащила, а то уж больно интересно получилось))
Нет, тогда месть была очень даже в ходу, даже по гораздо более мелким поводам. Тот же Зорро, скажем... А здесь человек лишился невесты, отца и ни за что 14 лет мучился в тюрьме - редко кто смог бы в такой ситуации проявить христианское смирение.
Не, ну смирение конечно тут вряд ли подошло бы, но такое... То есть я глаз за глаз пойму, перестрелял бы их и ок.  А так пострадали все вокруг блин.

И еще - любопытный момент. Монте-Кристо "подловил" своих врагов не на их действиях против него самого, а на их более поздних грехах: Фернана - на предательстве Али Тебелина (кстати, в реале весьма мерзкой личности), Данглара - на финансовых махинациях, Вильфора - на подлом отношении к своему внебрачному сыну, Кадрусса - на убийстве ювелира.

Ну тут тока если смотреть на это как "сильный слабого съест". Мне просто как раз в романе не понравилось, что он полностью разрушал жизнь людей. И это считается блин правильным. Но там же сколько помню пострадали и те, кто тут в общем-то не виноват, ничем, ну кроме родства с отдельными людьми...
Горек дар его - словно дикий мед,
И сказать нельзя, и молчать не в мочь...

Оффлайн Мефистошик

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 20 602
  • Карма: +749/-0
  • Born-to-be-be-be
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #8 : 24 Февраль 2016, 16:20:39 »
Единственное, что у Бушкова точно хорошо - так это его метод бухания.
А в этом месте и мне стало интересно. :D
Можно подробнее?
Nel mezzo del cammin di nostra vita
mi ritrovai per una selva oscura,
ché la diritta via era smarrita.

Оффлайн Сєм

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 8 706
  • Карма: +433/-0
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #9 : 24 Февраль 2016, 16:21:25 »
Феодалы были скорее конфедератами. По крайней мере, времена Гизов были не столь уж давно от 3 мушкетеров
пых!

Оффлайн Сєм

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 8 706
  • Карма: +433/-0
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #10 : 24 Февраль 2016, 16:22:38 »
А в этом месте и мне стало интересно. :D
Можно подробнее?
Согласно Бушкову, пить надо не чаще чем раз в месяц, зато если уж пить так пить. Потом пара дней здоровья - и снова в повседневную жизнь и работу.
пых!

Оффлайн Bob-Domon

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 13 014
  • Карма: +698/-0
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #11 : 24 Февраль 2016, 16:23:25 »
Феодалы были скорее конфедератами. По крайней мере, времена Гизов были не столь уж давно от 3 мушкетеров
Да, но Гизы, в отличие от мушкетеров, показаны как резко отрицательные персонажи и даже предатели (в романе "Сорок пять" ).

Оффлайн Сєм

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 8 706
  • Карма: +433/-0
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #12 : 24 Февраль 2016, 16:27:55 »
Угу, а еще изображен предателем польского народа, который еще ближе чем турецкий, Генрих III. При том что платить 450 тыс злотых ежегодно из своего кармана никто бы не захотел в здравом уме.

Просто парень прокололся с историей, вот и все.
пых!

Оффлайн Bob-Domon

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 13 014
  • Карма: +698/-0
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #13 : 24 Февраль 2016, 16:30:43 »
Ну тут тока если смотреть на это как "сильный слабого съест". Мне просто как раз в романе не понравилось, что он полностью разрушал жизнь людей. И это считается блин правильным. Но там же сколько помню пострадали и те, кто тут в общем-то не виноват, ничем, ну кроме родства с отдельными людьми...
Меня всегда интересовало - как бы действовал граф, если бы после событий в Марселе его враги вели бы праведную жизнь (или, по крайней мере, не совершали бы явных преступлений)? ИМХО, ему пришлось бы либо отступиться от мести (ведь, в сущности, его враги в случае суда над ними могли оправдываться, будто искренне считали Дантеса предателем - письмо от Наполеона и т. д,), либо опуститься до уровня своего прототипа Франсуа Пико и убивать лично либо с помощью наемных убийц.
Или Дюма хотел показать, что предатель останется преступником и предателем всегда?

Оффлайн Сєм

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 8 706
  • Карма: +433/-0
Re: Вопросы нравственности в литературе
« Ответ #14 : 24 Февраль 2016, 16:33:35 »
Некий ответ на такой вопрос пыталась дать Семенова в серии Волкодава
пых!