И тем не менее, такой закон во многих странах есть. И в РФ есть и в Казахстане тоже.
Не спорю, закон есть. Но, как говорится, если что-то нельзя, но очень хочется, то можно.
Какой-то сфероконический случай: некая территория на 100% населенная представителями меньшинства, причем, все 100% мечтают о том, чтобы отделиться. А если на этой территории 70% хотят отделиться, а 30 не хотят? Имеют ли право эти 30% отделиться от отделяющихся? А если эти 30% создают 90% ВВП региона? Как быть с тем, что отделение существенно затрагивает интересы тех, кто на территории не живёт (одна проблема беженцев/переселенцев чего стоит)? И т.д. и т.п.
Аргумент кажется очень сильным, но, ИМХО, лишь на первый взгляд.
Рассмотрим "разрешенные" референдумы. В Черногории, насколько помню, почти половина (во всяком случае, не намного меньше) голосовала за сохранение республики в составе Сербии. Но большинство есть большинство - Черногория отделилась.
В Шотландии если бы сторонники отделения набрали на несколько процентов больше, то она отделилась бы, несмотря на мнение не очень уступающего по числу меньшинства. То же и в Квебеке. Стопроцентных референдумов нигде не бывает, так что меньшинство бывает вынуждено подчиниться большинству.
Что касается желания этого меньшинства отделиться, то оно редко когда может осуществиться - только в том случае, если это меньшинство живет компактно и может существовать как государство. В Шотландии, да и в Каталонии такого нет.
Кстати, в неучете этого фактора иногда обвиняют Армению - мол, почему она не разрешает самоопределения русских или езидов. Но русские живут компактно лишь в ОДНОЙ деревне (Фиолетово) и в половине другой, соседней деревни Лермонтово. Остальные живут разбросанно в разных городах (в основном, в Ереване). Как же они могут "самоопределиться"? В пределах 1,5 деревень?!
То же можно сказать и о езидах, ассирийцах, греках, украинцах и других меньшинствах в Армении - базы для самоопределения у них нет. Кстати, желания - тоже.