Umineko no naku koro ni
Когда плачут чайки"Любовь - ключевой элемент мира"
Краткое содержание UminekoСогласно всем законам мистического жанра, а Umineko относится как раз к мистике, если остров с действующими лицами внезапно окажется отрезан от остального мира тайфуном, там непременно ДОЛЖНО произойти убийство. И оно произойдет. И не раз. Причем каждая жертва будет убита не раз и не два.
Все начинается с того, что большая семья Уширомия приезжает в особняк главы семьи на отдаленном острове Роккенджима на ежегодное семейное собрание. Вот только в этот раз собрание обещает быть очень и очень напряженным - ведь глава семьи, помешанный на оккультизме Уширомия Кинзо, доживает свои последние дни, и возникает вопрос, кто из его четверых детей станет наследником? Тем более, что, по слухам, Кинзо где-то припрятал целых 10 тонн золота, и вывесил в холле особняка странную эпитафию, в которой загадками и намеками указан путь к золоту, и обещал, что тот, кто его найдет, сразу будет объявлен наследником.
Пока взрослые готовы перегрызть друг другу горло из-за денег еще живого (а живого ли?) главы семьи, их дети наслаждаются возможностью встретиться и побыть всем вместе, как нормальные братья и сестры. Однако планы и тех, и других нарушает нечто, что нельзя назвать иначе как магией.
Вместе с тайфуном, который полностью отрезает остров от окружающего мира, появляется таинственна женщина по имени Беатриче, которая утверждает, что она ведьма, и это она дала Кинзо 10 тонн золота, с помощью которых тот создал все свое богатство, и собирается забрать не только это золото, но и все, созданное Кинзо - в том числе, жизни его детей, внуков, слуг, и вообще все, вроде как проценты. И действительно это делает. И действительно с помощью магии. Совершая убийства в соответствии с определенным ритуалом, ведьма собирается возродиться и открыть дверь в Золотую Землю - загадочную обетованную землю, где исполняются все желания. Но из-за того, что один из людей на острове отказывается признать ее ведьмой, ритуал оказывается не завершен. И тогда... ведьма предлагает игру. Ведьма старается заставить человека признать ее, а человек - доказать, что ведьмы не существует, и все события на острове можно объяснить "человеческим фактором". В качестве игровой доски - остров Роккенджима. В качестве фигур - семья Уширомия и слуги, работающие в особняке. Чтобы заставить человека признать ее, Беатриче снова и снова повторяет два кошмарных дня, скрытых от всего мира за стеной тайфуна, придумывая такие убийства, что их нельзя объяснить иначе как магией.
Таким образом, аниме состоит из четырех эпизодов - четырех игр, которые ведьма играет с человеком. Каждый раз происходит в целом одно и тоже - ведьма планомерно убивает, следуя ритуалу для своего возрождения, но детали, то есть выбор жертв и порядок убийств, отличаются. Из чего же состоят эти игры, которые, по замыслу Беатриче, должны ее развлечь? Из, собственно, фигур - персонажей, а также хоррора, детектива и романтики.
Фигуры. Центральных персонажей в аниме в начале двое. Во-первых, разумеется, Беатриче - Золотая Ведьма, Ведьма Вечности, способная бесконечно возрождать то, что разрушено, а потому не понимающая ценности жизни. Поначалу кажется, что это просто одержимый монстр, ради собственного развлечения играющий с человеческими страданиями. Однако чем дальше, тем больше выясняется, что далеко не все с ней просто, и что далеко не всегда она является причиной всего. Второй персонаж - Уширомия Баттлер, тот самый человек, который отвергает ведьму. Не смотря на всю сложность выпавшей ему задачи, он снова и снова находит в себе силы отвергать существование ведьмы, не давая ей завершить ритуал и возродиться. Однако постепенно вперед выходят и другие персонажи - за счет изменения выбора и порядка жертв, в каждой игре перед нами раскрываются другие персонажи и с других сторон. Кроме того, остров постепенно все больше погружается в мир магии, и к игре присоединяются все больше демонических сущностей (костюмы у них, кстати, тоже чем дальше, тем демоничнее - появляющаяся в четвертом эпизоде Гаап вообще убивает наповал), да и люди, поначалу казавшиеся совершенно обычными, начинают демонстрировать настоящие чудеса.
Хоррор. Точнее, ХОРРОР, потому как мы говорим все же о ведьмах и демонах. Для Беатриче, которая старается развеять скуку своей тысячелетней жизни, придумывание максимально чудовищных способов убийства является чем-то вроде хобби, особенно если учесть, что она может тут же возродить убитого ей человека и убить его снова - уже как-нибудь по-новому. Поэтому КРОВИЩИ в аниме хватает. Однако имеется и немалая доля хоррора психологического. Банкет, устроенный Беатриче для Розы в конце второй игры - жуть полная. Кстати, надо заметить, что большинство психологических кошмаров выпадают именно на долю Розы, впрочем, нельзя сказать, что незаслуженно.
Детектив. Детктивная составляющая, которая должна быть в мистическом произведении, здесь несколько смазана, так как противостояние Баттлера и Беатриче представляет собой больше диспут, нежели какую-то детективную игру. Соперники будут применять друг против друга и некоторые классические приемы, и "кота Шредингера", и вообще все, что только можно. И периодами их логика становится нереально извращенной.
Маленьки бомбочки, подмешанные в еду - как до этого можно было додуматься?
Но наблюдать за этим интересно, особенно если пытаться самому придумывать объяснение всем этим "убийствам в закрытой комнате".
Романтика. Ну, разумеется, если обратиться к началу обзора, без романтики здесь не обойтись. Любовных линий здесь не то чтобы много, но тема любви, и не только любви между мужчиной и женщиной, но и любви родителей и детей, например, постоянно находится очень близко к главной. Причем любовь эта чаще всего трагическая, потому как в конечном итоге, как гласит загадка эпитафии, "На девятый закат ведьма возродится, и в живых никого не останется". Однако, несмотря на это, любовь становится только сильнее с каждой новой игрой, и, в конце концов, даже побеждает смерть.
Еще здесь есть мазками экшн - причем его иногда выдают совершенно неожиданные персонажи, несколько ненавязчивых смешных эпизодов, причем демонические сущности хохмят будь здоров, тот же демон-дворецкий Ронове совершенно не стесняется почем зря подкалывать Беатриче. Присутствуют игры со временем (да, да, гости из будущего гарантированы, из прошлого, впрочем, тоже не исключаются). А вот фансервиса нет, если не считать супер-мини у Сестер Чистилища и, опять же, прикида Гаап, но это особо в глаза не бросается.
Еще нужно отметить один момент - чтобы полностью оценить всю атмосферу Umineko, нужно прочитать первоисточник, то есть визуальную новеллу. В аниме некоторе моменты уж очень ужали, из-за чего они несколько потеряли в атмосфере. Тот же банкет для Розы в новелле расписан так, что читать это нужно только на пустой желудок, при ярком свете и не на ночь. И эта небольшая потеря в атмосферности касается как хорорра, так и драмы. Ну и некоторые сюжетные детали тоже исчезли, например, совершенно эпичный и при этом изобилующий хохмами побег заложников в четвертой игре. Все-таки, 26 серий для такого объема оказалось мало. Однако в остатке имеется достаточно атмосферная, мрачная, затягивающая история, в которой есть много интересных персонажей, немало неожиданных поворотов, и чем дальше, тем их становится больше и больше, так что оторваться совершенно невозможно.