Следующим рассмотрим испано-итальянский фильм “
Наемник” (1968 ) знаменитого итальянского режиссера
Серджо Корбуччи. По сравнению с предыдущими двумя фильмами, он более легкий, и в нем немало комедийных моментов, хотя комедией назвать его все же нельзя. Действие происходит в приграничной зоне Мексики и США, в обоих государствах, во время одной из частых революций (можно сказать, перманентной революции) в Мексике примерно в 1910-х годах.
…Польский эмигрант, весьма алчный, но обаятельный наемник
Сергей Ковальски видит в роли клоуна в цирковом представлении в приграничном городке США своего старого знакомого, колоритного мексиканского революционера
Пако Романа, с которым он за плату сражался против правительственных войск Мексики, и вспоминает историю их знакомства.
…Пако работал на серебряном руднике, принадлежавшем богачу
Элиасу Гарсиа, у которого двое братьев, один из которых,
Альфонсо Гарсиа - полковник мексиканской армии. Обнаружив в своем супе ящерицу, Пако бунтует и жестоко унижает всех трех братьев Гарсиа. В наказание его хватают и закапывают по самую шею в землю, но приходят на помощь друзья и спасают бунтаря.
В это же время Ковальский вступает в конфликт с шулером, членом банды некоего
Керли, и они становятся непримиримыми врагами поляка. Видя, как умело дерется Ковальски, Альфонсо нанимает его, чтобы он забрал серебро на руднике и перевез в США. Их разговор подслушивают Керли с подручными, выслеживают Альфонсо с его братом (не полковником) и убивают обоих.
А Ковальски добирается до рудника, где обнаруживает, что он взорван и на его территории хозяйничают революционеры во главе с Пако. Увидев, как ловко поляк управляется с пулеметом (примерно как
Джанго в знаменитом одноименном фильме 1966 года, где его роль играет тот же
Франко Неро), и узнав, что к руднику направляется сильный отряд под командованием полковника Гарсиа, Пако нанимает Ковальски, и они успешно отбивают атаку. После этого Ковальски уезжает, но вскоре попадает в засаду, устроенную Керли.
Поляка спасает вовремя подоспевший Пако со своими людьми. Они убивают бандитов Керли, но его отпускают, раздев догола. Тот клянется жестоко отомстить и Пако, и Ковальски.
Поляк присоединяется к революционерам Пако, они атакуют небольшой городок, где освобождают заключенных и среди них красавицу
Колумбу. Она вначале считает их обычными бандитами, но затем постепенно проникается революционными идеями и присоединяется к ним, влюбившись в Пако. Революционеры проносятся “по городам и весям”, провозглашая своей целью помощь угнетенному народу, но на самом деле грабя банки, захватывая лошадей и оружие. Сам Пако чем-то неуловимым (не внешностью) напоминает незабываемого атамана
Гната Бурнаша из популярнейшего советского фильма “
Неуловимые мстители” (1967), тоже в своем роде “защитника угнетенного народа”.
Ковальски за каждую операцию требует отдельную плату, и вскоре его требования становятся непомерными. Это, естественно, приводит к конфликту с Пако, и их пути расходятся при драматических обстоятельствах. А шесть месяцев спустя, как было упомянуто выше, их пути вновь сходятся в американском городке, куда прибывает и горящий жаждой мести Керли. Дожидается своего часа и неоднократно побежденный и униженный революционерами полковник Гарсиа…
Финал довольно неожиданный и не лишен забавности - в частности, в нем остроумно обыгрывается знаменитая сцена “тройной дуэли” из фильма “
Хороший, плохой, злой” (1964) - третьего фильма “
долларовой трилогии”
Серджо Леоне.
Одну из двух главных мужских ролей Сергея Ковальски сыграл знаменитый итальянский киноактер
Франко Неро. Вторую главную мужскую роль Пако Романа сыграл известный американский киноактер
Тони Мусанте. Главную женскую роль Колумбы сыграла также известная итальянская киноактриса
Джованна Ралли. Ключевую роль Керли сыграл популярный американский киноактер украинского происхождения
Джек Пэланс. Другую ключевую полковника Альфонсо Гарсиа сыграл знаменитый испанский киноактер
Эдуардо Фахардо.
Автор музыки и в этом фильме -
Эннио Морриконе, она по сравнению с предыдущими двумя фильмами совсем другая - менее драматичная, более веселая, иногда даже иронически бравурная.