Одним из самых знаменитых авторов французского детектива стал творческий тандем, подписывающий свои произведения псевдонимом
Буало-Нарсежак.
Пьер Буало и
Тома Нарсежак (настоящее имя -
Пьер Робер Эро) до их решения писать вместе, состоявшегося в 1948 году, уже были известными писателями. А составив тандем, они решили показать, как нужно сочинять
психологические детективы, и преуспели в этом.
Первым их совместным произведением стал роман “
Призрачная охота”, который имел успех, но не такой, какого удостоился их второй роман “
Та, которой не стало” (1952). Именно поэтому многие считают этот роман дебютным у дуэта.
Следует отметить, что во многих их романах (а всего они написали больше 50 чисто детективных и целый ряд прочих) при развитии сюжета чувствуется налет мистики. Однако в финале всегда оказывается, что все очень реалистично, и флер мистики - задумка преступника, стремящегося запутать и сперва морально, а затем и физически уничтожить жертву (собственноручно или доведя до самоубийства). Кроме того, если в большинстве детективных произведений (особенно классических детективов) преступление происходит вначале, а затем начинается его расследование, то у этих авторов неведомый почти до конца романа преступник по ходу действия постепенно опутывает будущую жертву тенетами лжи и мистификаций, и нередко лишь к финалу она сознает, что стала жертвой.
Во многом таков и рассматриваемый роман. Повествование идет от первого лица, что тоже нередко в произведениях авторов.
…Слабохарактерный 38-летний коммивояжер, юрист по образованию
Фернан Равинель, женатый на бесцветной 29-летней
Мирей, заводит себе любовницу - энергичного врача
Люсьен Могар (вернее, она заводит его любовником). Люсьен познакомилась с Фернаном три года назад, когда самоотверженно лечила и спасла жизнь Мирей, заболевшей тифом. Честолюбивая женщина хочет завести практику в
Антибе (Французская Ривьера), придумывает план, как получить деньги для этой затеи, и уговаривает любовника совместно осуществить его…
Все очень просто. Фернан, сославшись на свои постоянные разъезды, которые могут быть опасны для его жизни, сообщает Мирей, что страхует свою жизнь в ее пользу на два миллиона франков (естественно, старых). Растроганная заботливостью мужа, Мирей предлагает ему то же самое. После страховки должно пройти не меньше двух лет, чтобы страховая компания даже в случае самоубийства выплатила сумму страховки. И вот эти два года уже позади.
Люсьен, как “добрая подруга”, пишет Мирей письмо, где сообщает ей, что Фернан завел любовницу - машинистку из банка и встречается с ней в парижской квартире. Мирей приезжает на “место преступления”, чтобы поймать неверного мужа с поличным. До этого Люсьен растворяет в графине с водой снотворное и удаляется. Ворвавшаяся в квартиру жена убеждается, что женщиной там и не пахнет. Мирей удивляется поступку Люсьен, чувствует облегчение и выпивает стакан воды со снотворным.
Вскоре она засыпает, возвращается Люсьен, они с Фернаном наполняют ванну водой и топят в ней спящую Мирей. Остается выждать пару дней, а Фернану показаться в разных местах для своего алиби. Через два дня любовники возвращаются в парижскую квартиру, Фернан помогает закатать мертвую Мирей в брезент и с ужасом видит ее лицо:
Потемневшие от воды волосы, как водоросли, прилипли ко лбу, закрыли глаза. Оскаленные зубы, застывший рот…
Любовники закидывают брезент с трупом в багажник, с некоторыми приключениями (забарахлила машина, их остановила полиция) доезжают до
Ангиана под Парижем, где дом супружеской пары, и скидывают труп в ручей вблизи прачечной. Когда труп обнаружат, полиция решит, что Мирей поскользнулась и упала в ручей. А если даже решат, что она покончила с собой, то два года со времени заключения страховки миновали, и любовники все равно получат деньги.
Фернан уезжает в Нант, где уже обеспечил себе алиби на день смерти Мирей, и оттуда "официально" возвращается домой. Казалось бы, вот и все, преступники достигли своей цели…
Однако вскоре начинаются неожиданности, попахивающие мистикой. Сперва оказывается, что труп пропал из ручья. Это уже нарушает планы любовников, ведь, если тело Мирей не будет обнаружено, то рассчитывать на страховку нельзя: возможно, жена просто ушла от мужа. Может, труп украли? Но кто и, главное, почему?
Дальше - больше. Фернан получает письмо… от мертвой Мирей, в которой та сообщает, что уехала на 2-3 дня и чтобы он не беспокоился. Письмо датировано текущим днем. Фернан в панике звонит Люсьен, та относится к его сообщению с большим недоверием. Затем Фернан посещает брата Мирей, и тот сообщает, что Мирей час назад заходила к ним. Брат добавляет, что она еще в подростковом возрасте заимела привычку на время убегать из дома.
На короткое время приезжает Люсьен, но после рассказа Фернана остается в недоумении, в итоге даже решает, что любовник по какой-то причине разыгрывает ее. А Фернан всерьез думает, будто Мирей превратилась в призрак, чтобы преследовать его. Ужас все нагнетается и нагнетается…
Финал ошеломляющий, а “твист” в заключительной реплике просто беспрецедентный.
Не удивительно, что многие романы писательского дуэта были экранизированы, а рассматриваемый - даже 3 раза. Первая, французская экранизация под названием “
Дьяволицы” появилась уже в 1954 году, через 2 года после выхода в свет романа. Фильм снял популярный французский режиссер Анри-Жорж Клузо.
Хотя и общая канва романа сохранена, но экранизация имеет существенные отличия. В некотором смысле, интрига в фильме является зеркальным отражением интриги романа. Главного героя здесь зовут
Мишель Деласаль. В отличие от героя романа, он очень неприятный тип и управляет частной школой в
Сен-Клу (пригороде Парижа). Его больную набожную жену зовут
Кристиной, а любовница (в фильме - бывшая)
Николь Орне - учительница в той же школе.
А главное отличие в финале. Если в романе преступление остается безнаказанным, как нередко в романах дуэта писателей, то в фильме оно раскрывается комиссаром полиции в отставке (думается, кинозрители тех времен вряд ли одобрили бы показ преступления без наказания). Нелишне отметить, что его аналог в романе, отставной инспектор полиции
Дезире Мерлен ничем не смог помочь.
Первую из двух главных женских ролей Николь Орне сыграла суперзнаменитая французская киноактриса
Симона Синьоре. Вторую главную женскую роль
Кристины Деласаль сыграла известная французская киноактриса бразильского происхождения
Вера Клузо (урожденная
Гибсон-Амаду), жена режиссера фильма. Главную мужскую роль Мишеля Деласаля сыграл популярный французский киноактер
Поль Мерисс. Ключевую роль комиссара полиции
Альфреда Фише сыграл также популярный французский киноактер
Шарль Ванель. Другую ключевую роль мсье
Реймона сыграл знаменитый французский киноактер
Мишель Серро.
Важную роль мадам
Эрбу сыграла известная французская киноактриса
Терез Дорни. Другую важную роль мсье
Эрбу сыграл популярный французский киноактер
Ноэль Роквер. Еще одну важную роль служащего автозаправки сыграл знаменитый французский киноактер
Робер Дальбан. Также важную роль солдата сыграл популярный французский киноактер
Жан Лефевр.
Интересно, что значимую роль одного из учеников сыграл тогда еще 11-летний, а впоследствии суперзнаменитый французский рок-певец, композитор и киноактер
Джонни Холлидей.
Фильм заслуженно считается одним из лучших в жанре “
нуар”.