Я наконец-то досмотрел. Ненавижу дефицит времени. Мог досмотреть уже давным-давно. А, ладно. В общем, ловите рецензию на:
Higurashi no naku koro ni
Когда плачут цикады
(визуальная новелла, аниме)Жанр: (а вот не скажу).
Прежде чем говорить об этом произведении, задам-ка я задачу. Итак, дано: главный герой - обычный старшеклассник. Основные персонажи - пять его одноклассниц разного возраста, внешности и характера. Задача: угадать жанр.
Что первое приходит на ум? Комедийный гаремник! Чтобы проверить это предположение, начнем знакомиться с сюжетом. Так-с, что мы тут имеем? Главный герой, Маэбара Кейичи, переезжает вместе с родителями из города в небольшую деревушку Хинамидзава (кстати, реально существует). Здесь он начинает ходить в новую школу, где и находит новых друзей - оторву Мион, милую хозяйственную Рену, тихую, но очень хитрую Рику, и мелкую вредину Сатоко. Девчонки приглашают Кейичи в свой "игровой клуб", в котором они и веселятся после школы. Пока вроде наш ответ подходит, да? Но это пока. Потому что вдруг...
Раскрывать сюжет дальше я не буду. Вместо этого просто укажу, наконец, жанр.
Жанр: триллер, драма, детектив, романтика.
Именно это все и будет после "вдруг". Скажу сразу, дальше мне лично хочется только ставить восклицательные знаки. Но попробую все же разъяснить, почему именно.
В "Хигурашах" нам рассказывают разные версии одной и той же истории. Почему она повторяется, и почему каждый раз ее версии отличаются - понятно станет далеко не сразу. Но благодаря этим повторениям читатель сталкивается, во-первых, с разным раскрытием персонажей в разных ситуациях, во-вторых с внезапным НА САМОМ ДЕЛЕ ВСЕ НЕ ТАК! На вкус и цвет, конечно, товарищей нет, но мне сюжет "Хигурашей" очень нравится. В этой истории поднимается очень много важных вопросов, комичные моменты внезапно могут смениться драматичными и наоборот, равно как и персонажи. К третьей "игре" формируется "ожидание страха", что ли. Это проявляется в том, что даже при чтении "веселых" или "счастливых" моментов читатель предчувствует это внезапное переключение в негатив, а потому создается непередаваемая атмосфера постоянного напряжения. Тем более автор еще подстегивает это ощущение, добавляя какие-то вроде бы ничего не значащие, но в определенном контексте зловещие детали.
Дополняется эта атмосфера шикарной музыкой. Нет, не так. ШИКАРНОЙ музыкой. Мне, как аудиалу по восприятию, это просто сносит крышу. Саундтрек у "Хигурашей" просто волшебный. В сочетании с хорошим текстом это дает сногшибательный эффект. Меня прям прошибало на эмоции, где-то хотелось плакать, где-то кричать от радости за героев, где-то прям кулаки сжимались от злости. В общем, круто. Очень круто.
Если говорить о рисовке, то тут все зависит от того, в какую версию вы играете. В классической версии рисовка довольно простенькая (см. картинку вверху). В версии со спрайтами для PS рисовка посложнее, но и там и там она свою задачу выполняет полностью - смазанные фоны нагнетают атмосферу, эмоции персонажей передаются хорошо.
Отдельно замечу, что мне понравилось раскрытие в "Хигурашах" темы любви. А именно, ее неоднозначности и многоликости в юном возрасте. От взаимной симпатии, лишь чуть более сильной, чем обычная дружба, до отчаянной и потому противоречивой влюбленности, усиленной потерей возлюбленного. Не являясь центром истории, любовь или влюбленность может быть побуждающей силой - причем побуждающей далеко не только к хорошему.
Еще один плюс Ryukishi07 идет от моего медицинского образования. Хигураши можно использовать в качестве пособия по психиатрии. Симптоматика, динамика развития - все показано отлично. И да, это почти спойлер.
В общем, "Когда плачут цикады" - шикарная визуальная новелла в интересном сеттинге, дающем простор воображению, что поощряется и самим автором в послесловии к игре (отсюда всякие вбоквелы. Кстати, основная история раскрывается в "Хигураши" и "Хигураши кай". Остальные - вбоквелы).
А теперь немного о не очень хорошем. То есть, об аниме-адаптации. Грехи создателей аниме можно разделить на 3 позиции.
1.Графика. По идее, это должно быть главное преимущество аниме-адаптации над визуалкой. Возможность динамичной передачи событий и эмоций, использование видеоряда для усиления атмосферы. Но в аниме этого нет. Анимация эмоций местами БЕДНЕЕ, чем статичная графика в визуалке. Плюс, периодами движения и эмоции персонажей нарисованы так странно, что вместо страха или напряжения вызывают недоумение или смех, что убивает вообще весь момент. Кроме того, я вообще не понимаю, зачем было выбирать такие пастельные тона для персонажей. Даже в простенькой оригинальной графике персонажи были яркими и явно выделялись на фоне остальной "бледной" Хинамидзавы (и это тоже часть замысла). В аниме же бледное всё и все. И это опять вызывает недоумение.
2. Саундтрек. Открывающие и закрывающие темы в аниме неплохие, но вот все, что между, никак не догоняет визуалку по уровню воздействия на зрителя.
3. Сюжет. Ежу понятно, что передать весь сюжет визуалки в аниме сложно. Но то, как именно было проведено "сжатие" "Хигурашей", оказалось клинически значимым. И дело даже не в том, что выкинули моменты, раскрывающие мотивацию отдельных персонажей. А в том, что первые 6 игр ужали каждую в 3-5 серий. В результате темп событий ускорился настолько, что атмосфера "Хигурашей" исчезла. Нет того эффекта внезапности, когда расслабившемуся зрителю, наблюдавшему веселую возню пятерки школьников, вдруг швыряют в лицо драму, ужас и безысходность. Нет того самого "ожидания страха". Все это усугубляется двумя вышеуказанными пунктами, и в итоге "прошибания на эмоции" при просмотре аниме не возникает. Второй сезон в этом отношении получше - там на последние две игры приходится 24 серии, но все равно эффект не тот.
Подведу итог - "Higurashi no naku koro ni" - отличное произведение, очень атмосферное, раскрывающее темы дружбы, веры в себя и других, любви, и вообще человеческих взаимоотношений. Но если вы хотите в полной мере прочувствовать его атмосферу, то читайте визуальную новеллу, а не аниме. И... добро пожаловать в Хинамидзаву!
P.S. Я обычно выбираю, кто из женских персонажей мне в том или ином произведении понравился больше всего. Буду неоригинален и выберу Рену. Но дело не в тесаке и беретике, у меня вызывает симпатию ее мировоззрение и лежащая в его основе идея. Думаю, подобные мысли в какой-то момент жизни или в отношении каких-то ее аспектов есть у каждого человека. Что нисколько не умаляет прелести всех остальных женских персонажей.