Шестой роман знаменитого американского писателя
Рэймонда Чандлера - “
Долгое прощание” (“
The Long Goodbye”, 1954). Этот роман уже не является “сборным”, но в нем использованы сцены из повести “
Исчезновение” (“
The Curtain”, 1936) с другим серийным героем
Тедом Кармади. Подобно предыдущим, и этот роман повествуется от первого лица.
Данный роман - самый объемный из всех у писателя, причем он считал его своим лучшим романом. Он сильно выходит за рамки детективного произведения, поскольку там много реалистических зарисовок американской жизни в те годы. Частному сыщику
Филипу Марлоу здесь уже 42 года (вообще-то, он должен был быть заметно старше, поскольку в первом романе, где действие происходило до Второй мировой войны, ему было уже 33 года), он окончательно разочаровался в жизни и стал законченным циником и пессимистом, хотя и не растерял свих лучших человеческих качеств. В романе вновь появляется его друг-полицейский
Берни Олс, который действовал в первом романе писателя “
Глубокий сон” (“
The Big Sleep”, 1939), а в следующих романах лишь упоминался. Он тоже постарел и стал пессимистом. В беседе с ним, в частности, Марлоу с горечью говорит:
- Я романтик, Берни. Если по ночам кричат, бросаюсь на крик. На этом не разживешься. Кто поумнее, закрывают окна и прибавляют звук в телевизоре. Или жмут на газ и смываются побыстрее. Держись подальше от чужого несчастья, а то и к тебе пристанет.
…
Филип Марлоу случайно знакомится с неким молодым ветераном войны по имени
Терри Леннокс, с которым развелась жена-красавица
Сильвия, дочь мультимиллионера
Харлана Поттера. Терри спился, Филип отвозит его домой. В другой раз Филип выручает его, когда полицейские хотят забрать вдрызг пьяного Терри как бродягу. У них завязывается дружба.
По совету Филипа он едет к своему армейскому другу
Рэнди Старру, который был многим ему обязан на войне, а теперь является мафиозным боссом в
Лас-Вегасе. Там Рэнди устраивает его на работу. Их общий армейский друг
Менди Менендес - теперь мафиозный босс в
Лос-Анджелесе.
Через некоторое время Филип получает от Терри письмо, в котором говорится, что он вновь сошелся с Сильвией. Терри возвращается в Лос-Анджелес и снова начинает встречаться с Филипом. Несмотря на богатую праздную жизнь, его гнетет фактическая роль “приживалки”, к тому же Сильвия напропалую изменяет ему.
Как-то, почти через год после их первой встречи, Терри с револьвером заявляется домой к Филипу и просит отвезти в Мексику, приграничный город
Тихуану, который, кстати, нередко являлся местом действия детективных произведений различных авторов. Терри объясняет, что зверски убита его жена Сильвия, в чем могут обвинить его, как ревнивого мужа, хотя и он невиновен.
Филип выполняет просьбу друга, а в Тихуане Терри садится на самолет. После возвращения Филипа арестовывают по подозрению в сообщничестве с убийцей и бросают в тюрьму, где его унижают и даже избивают. Филип молчит, а через некоторое время его отпускают.
Оказывается, Терри выследили в небольшом городке
Отатоклан в Мексике. Предчувствуя неизбежность ареста и выдачи Соединенным Штатам, Терри пишет прощальное письмо с признанием в убийстве жены и кончает жизнь самоубийством - выстрелом себе в голову. Под давлением миллионера, отца Сильвии, не желающего скандала, прокурор закрывает дело.
Через некоторое время Филип получает от Терри прощальное письмо со вложенной в конверт очень редкой купюрой в 5000$.
…В Лос-Анджелес приезжает крупный издатель
Говард Спенсер и встречается с Марлоу. Оказывается, известный писатель
Роджер Уэйд, живущий в Лос-Анджелесе, переживает творческий кризис и спивается. Спенсер хочет поручить Филипу, чтобы он взял над ним шефство. Марлоу сперва отказывается, но к просьбе присоединяется
Эйлин, жена-красавица Роджера и уговаривает Филипа, которому она очень нравится.
Вскоре к Марлоу наведывается Эйлин, сообщает ему, что муж куда-то исчез, и просит найти его. Филип предпринимает поиски, вскоре находит Роджера в подозрительной частной лечебнице некоего доктора
Веринджера и возвращает его домой. Однако Роджера продолжает что-то гнести, и по его просьбе Филип регулярно наведывается к ним домой.
Казалось бы, случай с Уэйдом не имеет никакого отношения к истории Леннокса. Но вскоре выясняется, что чета Уэйдов была хорошо знакома с Терри и его женой, а также с его свояченицей
Линдой Лоринг и ее мужем, доктором
Эдвардом Лорингом…
Неторопливое вначале действие начинает убыстряться, неожиданности следуют одна за другой. А самой главной неожиданностью является потрясающий финал.
Интересно, что прототипом Терри Леннокса и особенно Роджера Уэйда был сам писатель.
В 1973 году роман был экранизирован - появился одноименный американский фильм, который снял суперзнаменитый американский режиссер
Роберт Олтмен.
Сценарий фильма, как и сценарий уже рассмотренного в этой теме фильма “
Глубокий сон” (“
The Big Sleep”, 1946), в соавторстве с писателем написала популярная американская писательница НФ
Ли Брэкетт, супруга знаменитого американского фантаста
Эдмонда Гамильтона.
Действие фильма перенесено с начала 1950-х годов в начало 1970-х годов, когда снимался фильм. Это сделано специально, чтобы Марлоу, как бы перенесенный а машине времени на 20 лет вперед, в новых реалиях выглядел бы архаичным.
Первая половина фильма очень близка к роману. Основные персонажи сохранили свои имена и фамилии, но некоторых из них в фильме нет (например,
Линды Лоринг с ее мужем,
Рэнди Старра,
Говарда Спенсера и
Берни Олса). Вместо
Менди Менендеса действует другой мафиозный босс
Марти Огастин.
Фильм начинается сразу с просьбы
Терри Леннокса подвезти его в Тихуану. Первая половина фильма весьма близка к роману, но затем начинаются расхождения, которые с развитием действия становятся все больше, а произошедшие события получают другие объяснения.
Огастин в фильме ничем не обязан Терри. Наоборот, Терри остался ему должен огромную сумму в 350000$, и Огастин хочет получить свой долг. Терри не является ветераном войны, ведь действие происходит лет через 30 после нее. В отличие от романа, Филип дважды едет в Мексику.
Финал вообще резко расходится с книжным (хотя главная неожиданность та же). В фильме он очень эффектен, но книжный финал с точки зрения характера Марлоу кажется более убедительным.
Главную мужскую роль
Филипа Марлоу сыграл популярный американский киноактер
Эллиотт Гулд. Главную женскую роль
Эйлин Уэйд сыграла известная датская певица и киноактриса
Нина Ван Палландт. Ключевую роль романиста-алкоголика
Роджера Уэйда сыграл популярный американский киноактер
Стерлинг Хэйден. Другую ключевую роль Марти Огастина сыграл известный американский киноактер
Марк Райделл. Важную роль доктора
Верринджера сыграл знаменитый американский киноактер
Генри Гибсон. Другую важную роль охранника в колонии сыграл популярный американский киноактер
Кен Сэнсом, это была его первая роль в кино.
Эпизодическую роль
Гуда (подручного Огастина) сыграл впоследствии суперзнаменитый американский киноактер австрийского происхождения
Арнольд Шварценеггер.
Фильм считается одним из лучших в жанре “
неонуар” с уклоном в пародию на “
нуар”. Его безусловно украшает красивая музыка суперзнаменитого американского композитора
Джона Уильямса, пятикратного лауреата престижнейшей премии “
Оскар” в номинации “
Лучшая музыка”.