Прошлой весной я написал рецензию на фильм "
Облачный атлас" (2012). Возможно, она будет интересна коллегам:
Часто встречается мнение, что это фильм про
любовь, связывающую людей. Однако почти во всех сюжетах любовь далеко не на первом плане, а в некоторых ее даже практически нет.
Мне кажется, основная идея фильма - реинкарнации, карма, сансара в мирах, ограниченных кармой, борьба человека со злым началом в себе ("
внутренним дьяволом" - "
стариной Джорджи" ).
Попробую вкратце разобрать все сюжеты и оценить их.
1. Ретроистория в псевдожюльверновском стиле, снято очень хорошо, стиль эпохи передан как надо. Любви как таковой здесь практически нет (воссоединение героя с невестой в конце - простая констатация факта). Герой преодолевает свои предрассудки в отношении негров и в конце хочет примкнуть к аболиционистам.
Однако интрига все же мелковата и не очень оригинальна - злодей-доктор, пытающийся отравить героя и завладеть его деньгами, спасение при помощи спасенного им негра. Ставлю
4 с минусом, и то - в основном, за антураж.
2. Трагедия творческой личности - обманутого талантливого композитора. Любовь здесь тоже просто декларируется и не играет ключевой роли, ведь после сцены в начале герои так и не встречаются. Более того, эту любовь можно было заменить и просто мужской дружбой, но современный “политес” требует, чтобы обязательно были притесняемые геи, а также положительные негры. Очень понравился вымышленный секстет “
Облачный атлас”, повторяющийся во всех сюжетах, и вообще музыка, из-за которой ставлю твердую
4.
3. Детективный триллер, где не все до конца понятно - в частности, тайны концерна. Любви здесь нет вообще, гибель физика (бывшего любовника композитора из второго сюжета), возможно, наказание за то, что в свое время не спас своего друга. Сюжет понравился меньше всего, ставлю
3.
4. Комедия с “черным юмором”, которая, видимо, предназначена быть “прокладкой” между серьезными и даже трагическими сюжетами. Любви нет и здесь, если не считать воссоединения героя со своей первой любовью в самом конце. Но все весьма забавно, и вполне можно поставить
4 с минусом.
5. Впечатляющая антиутопия, лучший сюжет среди всех. Конечно, идеи о страданиях биороботов/андроидов, стремящихся стать людьми, есть и в литературе, и в фильмах, но идея мессии-биоробота весьма свежая, да и сыграла корейская актриса отлично. Только в этом сюжете любовь играет серьезную роль, но все же не основную - главное здесь
откровение Сонми, которое становится стержнем всего фильма. Оценка -
5.
6. Постапокалиптика, снято опять-таки хорошо. Любовь и здесь не на первом плане, герой и героиня соединяются только в эпилоге. А главное в этом сюжете - преодоление “
внутреннего дьявола”, который становится в этом сюжете зримым и все время принуждает героя к злым поступкам. Он становится победителем ценой больших жертв. Оценка -
4.
Режиссура (
Том Тыквер) очень хороша. Сюжеты развиваются параллельно и гармонично - если герои, например, оказываются в опасности, то сразу во всех сюжетах. Актеры тоже сумели перевоплощаться очень убедительно. А музыка, как я уже отметил, понравилась однозначно.
Усредняя все эти оценки, получаем
4 - с небольшим минусом.