Автор Тема: Задача Эйнштейна и другие...  (Прочитано 488717 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Мефистошик

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 20 602
  • Карма: +749/-0
  • Born-to-be-be-be
Re: Задача Эйнштейна и другие...
« Ответ #675 : 25 Март 2016, 18:16:35 »
Ну решетка проигрышных и выигрышных клеток остается той же с первой по пятую горизонтали. Соответственно, когда один из игроков опустится на шестую горизонталь, второй следующим ходом приводит короля в проигрышную клетку. Значит, оптимальная стратегия - не опускаться на 6ю горизонталь. Оставаясь на двух верхнмх горизонталях, игроки сводят ситуацию к пату, если придут в клетку а8 с клетки b7, не трогая коня. Кто убьет коня - проиграет. Кто зайдет на а8 с b8 - проиграет.
В целом ходы при оптимальной игре будут выглядеть так:
h8--g7-f7 (как варианты, g8-f7, g8-g7-f7, h7-g7-f7, h7-g8-g7-f7 etc) важно прийти в f7, а не в е8, иначе следует e8-f7-необходимость спускаться вниз, то есть поражение.
После f7-e8-d8(d7)-c7-b7-а8-пат.
Nel mezzo del cammin di nostra vita
mi ritrovai per una selva oscura,
ché la diritta via era smarrita.

Оффлайн Bob-Domon

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 13 014
  • Карма: +698/-0
Re: Задача Эйнштейна и другие...
« Ответ #676 : 25 Март 2016, 20:51:49 »
Ну решетка проигрышных и выигрышных клеток остается той же с первой по пятую горизонтали. Соответственно, когда один из игроков опустится на шестую горизонталь, второй следующим ходом приводит короля в проигрышную клетку. Значит, оптимальная стратегия - не опускаться на 6ю горизонталь. Оставаясь на двух верхних горизонталях, игроки сводят ситуацию к пату, если придут в клетку а8 с клетки b7, не трогая коня. Кто убьет коня - проиграет. Кто зайдет на а8 с b8 - проиграет.
В целом ходы при оптимальной игре будут выглядеть так:
h8--g7-f7 (как варианты, g8-f7, g8-g7-f7, h7-g7-f7, h7-g8-g7-f7 etc) важно прийти в f7, а не в е8, иначе следует e8-f7-необходимость спускаться вниз, то есть поражение.
После f7-e8-d8(d7)-c7-b7-а8-пат.
Рассуждения, в общем, правильные.
Нужно добавить, что в практической игре, если партнеры не знают алгоритма, то шансы второго игрока выше, поскольку он своим первым ходом может поставить очень хитрую ловушку:
1. Крg7 Крf8!
Теперь возврат короля на g7 невозможен по правилам, а продолжения 2. Крe8? Крf7!! (и, конечно, 2. Крg6 Крg5!) проигрывают. Спасает единственный ход:
2. Крf7!! ...
Теперь партия может продолжиться так:
2. ... Крe8!
3. Крd7 Крc7!

Тоже единственный ход, все остальные проигрывали.
4. Крb8!? ...
Этот ход хитрее, чем прямолинейное 4. Крb7 Крa8! с патом, поскольку теперь уже второй игрок может избежать поражения лишь единственным ходом (проигрывало неосторожное 4. ... Крa8? 5. Крb7).
4. ... Крa8! - пат и, по шахматным правилам, ничья.
Итак, тщательный анализ показывает, что при правильной игре обеих сторон игра заканчивается… вничью! :)
При черном коне на b8 или d8 под его ударом цугцванговых полей нет, и начинающая сторона выигрывает (во втором случае решает обход “сферы влияния” коня слева - места оказывается достаточно).
Если пожелаешь, попробуй проанализировать случай с черным конем на a8, он тоже интересен. За правильный анализ - дополнительные 2 балла.


Оффлайн Мефистошик

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 20 602
  • Карма: +749/-0
  • Born-to-be-be-be
Re: Задача Эйнштейна и другие...
« Ответ #677 : 25 Март 2016, 21:13:39 »
Если пожелаешь, попробуй проанализировать случай с черным конем на a8, он тоже интересен. За правильный анализ - дополнительные 2 балла.
Попробую. Загадка интересная. :)
Nel mezzo del cammin di nostra vita
mi ritrovai per una selva oscura,
ché la diritta via era smarrita.

Оффлайн Мефистошик

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 20 602
  • Карма: +749/-0
  • Born-to-be-be-be
Re: Задача Эйнштейна и другие...
« Ответ #678 : 25 Март 2016, 21:18:40 »
1. Крg7 Крf8!
Теперь возврат короля на g7 невозможен по правилам, а продолжения 2. Крe8? Крf7!! (и, конечно, 2. Крg6 Крg5!) проигрывают. Спасает единственный ход:
Насколько я понимаю, в скобках должен быть указан 3й ход, а никак не 2й?
4. ... Крa8! - пат и, по шахматным правилам, ничья.
А тут должно быть так:
4. ... Крb7. 5. Крa8
??
Nel mezzo del cammin di nostra vita
mi ritrovai per una selva oscura,
ché la diritta via era smarrita.

Оффлайн Bob-Domon

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 13 014
  • Карма: +698/-0
Re: Задача Эйнштейна и другие...
« Ответ #679 : 25 Март 2016, 22:06:50 »
Насколько я понимаю, в скобках должен быть указан 3й ход, а никак не 2й?
Да, при наборе текста была пара случайных опечаток. Должно быть так: (и, конечно, 3. Крg6 Крg5! или 3. Крe6(f6) Крe5!)).
А тут должно быть так:
4. ... Крb7. 5. Крa8
??
Да, пропущено по ходу обеих сторон, что ясно также из контекста комментариев:
4. Крb8!? ...
Этот ход хитрее, чем прямолинейное 4. Крb7 Крa8! с патом, поскольку теперь уже второй игрок может избежать поражения лишь единственным ходом (проигрывало неосторожное 4. ... Крa8? 5. Крb7).
4. ... Крb7!
5. Крa8!
- пат и, по шахматным правилам, ничья.

Оффлайн Bob-Domon

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 13 014
  • Карма: +698/-0
Re: Задача Эйнштейна и другие...
« Ответ #680 : 25 Март 2016, 22:08:55 »
А пока что баллы такие:
Мефистошик - 40
Bob-Domon - 28
lionel - 14
Леди с Севера - 8
Пингвинчег - 6
Шарин Налхара - 5
Сєм - 2
Никта - 2
Луан - 2
Тереза - 2
Селин -1

Оффлайн Мефистошик

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 20 602
  • Карма: +749/-0
  • Born-to-be-be-be
Re: Задача Эйнштейна и другие...
« Ответ #681 : 25 Март 2016, 23:04:44 »
Если конь стоит на клетке a8, недоступны поля b6 и с7.
Повторяется ситуация в том, что нельзя опускаться на 6ю горизонталь, тот, кто это сделает, проиграет. Поэтому игра будет проходить на двух верхних горизонталях.
Анализ ситуации показал, что победа достанется второму игроку. На каждый ход первого он должен отвечать переводом короля по диагонали (наверное, есть шахматный термин для этой диагонали, но я его не знаю :( ), которая параллельна диагонали а8-h1.
Например, на ход
1. Крh7
ответ 1. ... Крg8.
На
1. Крg8
наоборот
1. ... Крh7
Таким образом, мы лишаем первого игрока возможности ходить по этой диагонали. И рано или поздно придем в одну из клеток с8 или d7, причем придет туда второй игрок по указанной диагонали. Вследствие чего диагональ будет закрыта для обратного хода и следующий ход первого игрока приходится на клетки b7 или b8 (из с8 ) или вынужденное опускание на шестую горизонталь из d7.
Второй отвечает а7 или с5, приводя соперника в проигрышную клетку.
Nel mezzo del cammin di nostra vita
mi ritrovai per una selva oscura,
ché la diritta via era smarrita.

Оффлайн Bob-Domon

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 13 014
  • Карма: +698/-0
Re: Задача Эйнштейна и другие...
« Ответ #682 : 26 Март 2016, 15:54:04 »
наверное, есть шахматный термин для этой диагонали, но я его не знаю
Обычно это диагонали называют просто "параллельными главной диагонали a8-h1", иногда называют также "лево-правыми". Про этом имеются в виду все такие диагонали - начинающиеся как с белых, так и с черных полей.
Если конь стоит на клетке a8, недоступны поля b6 и с7.
Повторяется ситуация в том, что нельзя опускаться на 6ю горизонталь, тот, кто это сделает, проиграет. Поэтому игра будет проходить на двух верхних горизонталях.
Анализ ситуации показал, что победа достанется второму игроку. На каждый ход первого он должен отвечать переводом короля по диагонали (наверное, есть шахматный термин для этой диагонали, но я его не знаю :( ), которая параллельна диагонали а8-h1.
Например, на ход
1. Крh7
ответ 1. ... Крg8.
На
1. Крg8
наоборот
1. ... Крh7
Таким образом, мы лишаем первого игрока возможности ходить по этой диагонали. И рано или поздно придем в одну из клеток с8 или d7, причем придет туда второй игрок по указанной диагонали. Вследствие чего диагональ будет закрыта для обратного хода и следующий ход первого игрока приходится на клетки b7 или b8 (из с8 ) или вынужденное опускание на шестую горизонталь из d7.
Второй отвечает а7 или с5, приводя соперника в проигрышную клетку.
Принцип правильной игры и получающийся результат найдены верно.
Авторское решение:
При черном коне на a8, как это ни странно, начальная позиция является цугцванговой, то есть начинающая сторона проигрывает. Однако второй игрок должен действовать исключительно точно и почти всегда единственными ходами. “Образцовая” партия будет примерно такой:
1. Крg8! …
Самое упорное. Остальные продолжения, как мы вскоре убедимся, облегчали задачу второго игрока: 1. Крh7 Крg8! или 1. Крg7 Крf8!
1. … Крh7!!
Только этот эффектный ход “вбок” приводит не к поражению, а к победе, все остальные продолжения проигрывали: 1. … Крf8?! 2. Крg7!!, 1. … Крf7? 2. Крe8!, 1. … Крg7?! 2. Крf8! Сделанный маневр напоминает “потерю темпа” (так называемый “метод треугольника”) в шахматных пешечных окончаниях с передачей хода сопернику.
2. Крg7! …
Вновь лучший ход. Возвратиться на поле g8, увы, запрещают правила, а ход на 6-ю горизонталь, как мы уже знаем, приводит к неизбежному “алгоритмическому” поражению: 2. Крg6(h6)? Крg5!
2. … Крf8!
Снова единственный ход, поскольку 2. … Крf7?! 3. Крe8! привело бы к победе первого игрока.
3. Крe8! …
Опять-таки лучшее, укорачивали решение продолжения 3. Крf7 Крe8! или 3. Крe7 Крd8!
3. … Крf7!!
Повторение эффектного маневра, уже примененного на первом ходу. Все остальное проигрывало и здесь: 3. Крd8?! 4. Крe7!!, 3. Крd7? 4. Крc8!, 3. Крe7? 4. Крd8!
4. Крe7! …
Первый игрок продолжает упираться изо всех сил, не желая добровольно идти королем на 6-ю горизонталь.
4. … Крd8!
И вновь единственный ход: продолжение 4. … Крd7? 5. Крc8! (как и все остальные) привело бы к победе первого игрока.
5. Крd7! …
После 5. Крc8?! Крd7! первому игроку пришлось бы вынужденно пойти королем на 6-ю горизонталь.
5. … Крc8!
6. Крb8(b7) Крa7!

Точность до конца - конь и здесь неприкосновенен: 6. … Кр:a8? 7. Крa7! с победой первого игрока. К его победе вело и 6. Крb8 Крa7? 7. Крa6!
7. Крa6 …
Увы, это единственный разрешаемый правилами ход - упорное сопротивление первого игрока, наконец, сломлено.
7. … Крa5!
С огромным трудом королю удалось избавиться от “коня-искусителя”, и теперь победа второго игрока достигается автоматически.
Резюмируя, в этих играх стандартный метод “решения с конца” помогает лишь найти алгоритм победы при нахождении короля на 6-й горизонтали и ниже. При нахождении короля на 7-й и 8-й горизонталях приходится применять чисто шахматный расчет. А в данной версии игры, если игроки не сумели рассчитать варианты до конца, то шансы сторон примерно равны.
Интересно также, что в данной версии начальные положения короля на других полях 8-й горизонтали являются выигрышными для начинающей стороны: при положении короля от c8 до g8 решает уже знакомый нам обходной маневр (например, 1. Крe8-f7!) , а при короле на b8 - 1. Крa7! Угловое поле h8 возможности такого обходного маневра не дает и поэтому является цугцванговым. Эти рассуждения справедливы для квадратной доски любых размеров с четным числом горизонталей и вертикалей (случай нечетного числа требует дополнительного рассмотрения).
Мефистошик - 42
Bob-Domon - 28
lionel - 14
Леди с Севера - 8
Пингвинчег - 6
Шарин Налхара - 5
Сєм - 2
Никта - 2
Луан - 2
Тереза - 2
Селин -1
« Последнее редактирование: 26 Март 2016, 15:57:01 от Bob-Domon »

Оффлайн Мефистошик

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 20 602
  • Карма: +749/-0
  • Born-to-be-be-be
Re: Задача Эйнштейна и другие...
« Ответ #683 : 27 Март 2016, 16:50:23 »
Приключения Григория продолжаются!

Однажды Григорий пришел в чудесный город посреди пустыни. Чудесен город был тем, что имел идеально круглую форму. Григорий шел с севера и за 300 метров до Северных ворот остановился у единственного в округе дерева, чтобы отдохнуть в его тени. Отдохнув, Григорий продолжил свой путь. Он вошел через Северные ворота и прошел сквозь город, любуясь его красотами. В конце концов Григорий вышел через Южные ворота и свернул на восток. И вот, через 900 метров пути на восток взору Григория открылось то самое дерево, у которого он отдыхал до входа в город.

Вопрос: каков диаметр города?
Цена вопроса: 4 балла.
Nel mezzo del cammin di nostra vita
mi ritrovai per una selva oscura,
ché la diritta via era smarrita.

Оффлайн Сєм

  • Модератор
  • Создатель миров
  • *****
  • Сообщений: 8 706
  • Карма: +433/-0
Re: Задача Эйнштейна и другие...
« Ответ #684 : 27 Март 2016, 17:17:00 »
900 метров
пых!

Оффлайн Мефистошик

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 20 602
  • Карма: +749/-0
  • Born-to-be-be-be
Re: Задача Эйнштейна и другие...
« Ответ #685 : 27 Март 2016, 18:06:19 »
А как насчет решения? :)
Nel mezzo del cammin di nostra vita
mi ritrovai per una selva oscura,
ché la diritta via era smarrita.

Оффлайн Сєм

  • Модератор
  • Создатель миров
  • *****
  • Сообщений: 8 706
  • Карма: +433/-0
Re: Задача Эйнштейна и другие...
« Ответ #686 : 27 Март 2016, 18:19:18 »
Решение простое - когда разбиваешь пятно дома размером 12x9 и проверяешь замером диагонали в 15 метров то как-то уже другого варианта нет
пых!

Оффлайн Мефистошик

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 20 602
  • Карма: +749/-0
  • Born-to-be-be-be
Re: Задача Эйнштейна и другие...
« Ответ #687 : 27 Март 2016, 18:23:28 »
когда разбиваешь пятно дома размером 12x9 и проверяешь замером диагонали в 15 метров
А теперь то же, только человеческим языком, можно? :)
Nel mezzo del cammin di nostra vita
mi ritrovai per una selva oscura,
ché la diritta via era smarrita.

Оффлайн Сєм

  • Модератор
  • Создатель миров
  • *****
  • Сообщений: 8 706
  • Карма: +433/-0
Re: Задача Эйнштейна и другие...
« Ответ #688 : 27 Март 2016, 19:24:35 »
Представь себе, что тебе под домик нужно заложить фундамент. Размер дома - 9 метров на 12 метров. Рассчитываем это дело по координатам. По координатам ставим колышки. Чтобы проверить, там ли поставлены колышки, меряем (ну там время прохождения радиоволны, модулятор-демодулятор, как всегда - а можно тупо рулеткой))) ) длину диагонали. Если ее длина равна 15 метров - значит правильно поставили колышки.

Понятно, что это не совсем про сию задачу. Но в ответе почти не сомневался.
пых!

Оффлайн Мефистошик

  • Создатель миров
  • ******
  • Сообщений: 20 602
  • Карма: +749/-0
  • Born-to-be-be-be
Re: Задача Эйнштейна и другие...
« Ответ #689 : 27 Март 2016, 21:31:41 »
Ладно, обещал - получай. Но если кто-то приведет более относящееся к конкретной задаче решение, получит бонусные 2 балла.
А Сэм может загадывать. :)
Nel mezzo del cammin di nostra vita
mi ritrovai per una selva oscura,
ché la diritta via era smarrita.