Третий фильм “
американской трилогии” знаменитого итальянского режиссера
Серджо Леоне - американо-итальянский фильм “
Однажды в Америке” (1984) появился лишь через 13 лет после выхода второго фильма. Этот фильм уже не имеет ничего общего с “
вестерном” и является “гангстерским” фильмом - криминальной драмой. Фильм частично основан на романе “
Бандиты” (“
The Hoods”, 1952) известного американского писателя
Гарри Грэя (настоящее имя -
Гершель Голдберг), в прошлом гангстера, отбывшего тюремное заключение. Однако, поскольку в полном смысле слова фильм не является экранизацией, к тому же это третий фильм трилогии, то он будет рассмотрен именно в этой, а не параллельной теме.
У фильма сложная структура, в нем много флэшбеков, и действие развивается в трех промежутках времени - в начале 1920-х, в 1930-х и в 1968 году. К сожалению, он сперва вышел на экраны в сильно урезанном виде (2 часа 19 минут), причем действие шло в хронологическом порядке, без флэшбеков, что не только “охолостило” фильм, но и лишило его двойного и даже тройного “дна”.
Неудивительно, что фильм в таком виде подвергся разгромной критике, и после этого режиссер новых фильмов не снял. Правда, уже в 1989 году он решил снять давно задуманный им фильм о Ленинградской блокаде под рабочим названием “
900 дней” с интересным замыслом - главным героем должен был быть американский военный фотограф, по прихоти судьбы вынужденный в течение всей блокады остаться в осажденном городе. В марте 1989 года он даже приезжал в Ленинград для переговоров о проекте будущей картины. Но, как говорится: “Человек предполагает, а Бог располагает”,- через месяц, после возвращения в Италию, режиссер скончался от инфаркта миокарда.
Что же касается его последнего фильма, то он позже был показан в более полной версии (3 часа 49 минут), с флэшбеками, а в 2011 году была подготовлена режиссерская версия (4 часа 11 минут), которую и стоит смотреть. Следует также отметить, что эта версия должна была длиться 4 часа 29 минут, но из-за проблем, связанных с правами, она была несколько урезана.
После выхода театральной версии (3 часа 49 минут) фильм был признан шедевральным и, по мнению многих кинозрителей и критиков, не уступающим культовому фильму “
Крестный отец” (“
The GodFather”, 1972), так что справедливость была в конце концов восстановлена (к сожалению, уже после смерти режиссера).
…Бывший гангстер
Дэвид Ааронсон по прозвищу “
Лапша” после 35-летнего отсутствия, в 1968 году возвращается в Нью-Йорк под другим именем. Он получил сообщение о переносе могил своих трех друзей детства и сообщников-бандитов, погибших в 1933 году, на новое кладбище. При этом из содержания письма стало ясно, что местонахождение Дэвида и его самого кто-то “вычислил”.
Посетив кладбище, он с удивлением узнает, что могилы уже перенесены, причем на мемориальной табличке написано, что этот склеп построил… он сам в память своих друзей. Эта загадка разрешится только в финале (и то - разрешится ли?). А пока Лапша предается воспоминаниям.
…В начале 1920-х годов в еврейском квартале Нью-Йорка сформировалась банда из подростков, в которую, кроме Лапши, входили
Максимилиан (Макс)
Беркович,
Патрик Голдберг по прозвищу “
Простак” и
Филипп Штейн по прозвищу “
Косой”, а также малолетка
Доминик. Лидерами банды были Лапша и Макс. Эти хитроумные ребята вначале “приручили” местного полицейского шантажом, поймав его на прелюбодеянии, а затем придумали оригинальный способ спасти ящики с контрабандной выпивкой на тот случай, когда контрабандисты при появлении сторожевого судна были бы вынуждены выбрасывать ящики в воду.
Ребята предложили контрабандистам к каждому ящику привязать снизу мешок с солью, а сверху - большой поплавок. После растворения соли, когда осмотр был давно окончен, ящики благополучно всплывали.
Получив за свое изобретение от контрабандистов большую сумму, ребята решили создать общак, после каждой операции вкладывая в чемодан половину вырученных денег, а чемодан хранить в ячейке камеры хранения на вокзале, ключ от которой будет у их друга, бармена
Толстяка Мо (впоследствии владельца “
Бара Толстяка Мо”). Однако все это не могло оставить равнодушным сильного конкурента - местного “авторитета”
Багси. Напав на ребят, он застрелил Доминика, но Лапша сумел внезапно напасть на Багси и заколоть его ножом. В итоге, он получил 10 лет тюрьмы.
Выйдя на свободу во время “
сухого закона”, Лапша обнаружил, что его друзья стали крупными бутлегерами. Они охотно приняли его обратно в банду. Однако у него с Максом начались разногласия, которые усилились, когда стало известно о скором прекращении действия “сухого закона”. Чтобы не остаться “на бобах”, Макс решил подготовить нападение на Федеральный резервный банк. Между тем, Лапша понимал, что эта затея самоубийственна.
Параллельно развивалась любовная линия Лапши с подругой детства, сестрой Толстяка Мо
Деборой Гелли. Она любила его, но хотела стать знаменитой актрисой (данные у нее были), что никак не совмещалось с замужеством за гангстера. И Дебора рассталась с ним, уехав в Голливуд.
А Лапша, чтобы спасти своих друзей, решил анонимно сообщить в полицию об одной из их последних поездок за контрабандным спиртным. За это друзья получили бы максимум год-полтора тюрьмы, и Лапша надеялся, что после этого срока они откажутся от ограбления банка.
Однако все пошло не так и окончилось трагедией. Лапшу начал преследовать гангстерский Синдикат, и он был вынужден бежать из Нью-Йорка, куда вернулся лишь через 35 лет. Дальше последовало продолжение событий начала фильма…
Финал весьма неожиданный во многих отношениях, к тому же допускает трактовку (которую, как альтернативную, подтвердил сам режиссер), переворачивающую все “с ног на голову” и делающую финал открытым.
Первую из 4 главных мужских ролей Дэвида Ааронсона по прозвищу “
Лапша” сыграл суперзнаменитый американский киноактер
Роберт Де Ниро. Вторую главную мужскую роль Макса Берковича сыграл знаменитый американский киноактер
Джеймс Вудс. Третью главную мужскую роль Патрика Голдберга по прозвищу “
Простак” сыграл известный американский киноактер
Джеймс Хейден. Четвертую главную мужскую роль Филиппа Штейна по прозвищу “
Косой” сыграл популярный американский киноактер
Уильям Форсайт. Главную женскую роль
Деборы Гелли сыграла знаменитая американская киноактриса
Элизабет Макговерн. Ее роль в юности сыграла впоследствии знаменитая американская киноактриса
Дженнифер Коннелли, тогда ей было всего 13 лет.
Ключевую роль
Кэрол (любовницы Макса) сыграла известная американская киноактриса
Тьюсдей Уэлд. Другую ключевую роль
Эвы (любовницы Лапши) сыграла также известная американская киноактриса
Дарлэнн Флюгел. Еще одну ключевую роль
Фрэнки Манольди сыграл популярный американский киноактер
Джо Пеши. Также ключевую роль
Джеймса Конвея О’Доннелла сыграл знаменитый американский киноактер
Трит Уильямс. Важную роль
Багси сыграл известный американский киноактер итальянского происхождения
Джеймс Руссо. Другую важную роль
Джо Минальди сыграл популярный американский киноактер итальянского происхождения
Берт Янг. Еще одну важную роль “
Цыпленка Джо” сыграл также популярный американский киноактер
Ричард Брайт. Тоже важную роль шефа полиции
Винсента Айелло сыграл известный американский киноактер
Дэнни Айелло. Значимую роль женщины в театре марионеток сыграла популярная греко-итальянская киноактриса
Ольга Карлатос.
Музыку к фильму сочинил все тот же суперзнаменитый итальянский композитор
Эннио Морриконе, она элегична и очень красива.