Роман
Герберта Уэллса “
Первые люди на Луне” (“
The First Men in the Moon”, 1901) еще более знаменит. Рассказчик, бизнесмен
Бедфорд повествует, как в желании поправить свои неважные финансовые дела он снял домик в деревне
Лимпн (графство Кент) и решил написать пьесу. Там он и познакомился с эксцентричным ученым, доктором
Кейвором (имена их обоих не упоминаются, однако во всех экранизациях у них появляются имена), который изобрел некий материал “
кейворит”, обладающий способностью экранировать гравитацию. После знакомства с Бедфордом Кейвор предложил ему полететь вместе с ним на Луну в сферическом корабле, раздвижные шторки которого покрыты этим материалом - распуская и свертывая их, можно направлять корабль.
На Луне новоявленные астронавты обнаруживают, что в течение долгой ночи атмосфера Луны замерзает и покрывает в виде снега ее поверхность, а утром замерзшие газы испаряются, воздух становится пригодным для дыхания, и происходит бурный рост растительности.
Затем путешественники попадают в плен к насекомообразным селенитам (инсектоидам), живущим в пещерах под поверхностью, ими правит
Великий Лунарий. Астронавтам удается сбежать, но раненый Кейвор вновь попадает в плен, и улететь на Землю суждено только Бедфорду. На Земле удается прослушать несколько радиопередач Кейвора с Луны, после чего связь с ним обрывается…
Уже через год после выхода книги в свет, в 1902 году выдающийся французский режиссер
Жорж Мельес снял знаменитый 14-минутный пародийный фильм “
Путешествие на Луну”, начальная и финальная части которого являются экранизацией не менее знаменитого романа
Жюля Верна “
С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут” (1865), а средняя часть - экранизацией данного романа.
Полная версия фильма очень долго считалась потерянной, пока не была найдена и восстановлена в начале нашего века. А цветная версия этого первого НФ-фильма в истории кино, раскрашенная самим режиссером, была восстановлена лишь в 2011 году.
Вот она, вместе с суперзнаменитым кадром, где пушечный снаряд попадает прямо в “глаз” Луне:
А “чистых” экранизаций романа было 4, все они - одноименные.
1. Первая, британская экранизация фильма появилась в 1919 году, этот “немой” фильм снял известный южноафриканский режиссер
Брюс Гордон. Фильм значительно отличается от романа, хотя его канва сохранена. Здесь
Кейвора зовут
Сэмпсон, а
Бедфорда -
Руперт, он злодей, пытающийся присвоить изобретение Кейвора и после бегства на Землю жениться на его племяннице
Сьюзен, которая вместе с влюбленным в нее молодым инженером
Хогбеном (разумеется, в романе их обоих нет) противостоят планам Бедфорда.
Фильм заканчивается типичным для раннего кино “хэппи-эндом”.
Одну из двух главных мужских ролей
Руперта Бедфорда сыграл известный британский киноактер
Лайонел Д’Арагон. Другую главную мужскую роль
Сэмпсона Кейвора сыграл популярный голландский киноактер
Гектор Аббас. Главную женскую роль Сьюзен сыграла также популярная английская киноактриса
Хизер Тэтчер. Ключевую роль инженера Хогбена сыграл сам режиссер Брюс Гордон. Важную роль
Великого Лунария сыграл известный британский киноактер
Сесил Мортон Йорк.
К сожалению, этот фильм считается утерянным (пока?).
2. Вторая, также британская экранизация фильма появилась в 1964 году, ее снял знаменитый американский режиссер
Натан Юран. Здесь
Кейвора зовут
Джозеф, а
Бедфорда -
Арнольд. Этот фильм уже довольно близок к роману, отличаются только начальная (вступительная) и финальная части, что в данном случае обогащает фильм сопоставлениями с реалиями 1960-х годов.
…Вскоре после времен производства фильма на Луну отправляется первая международная экспедиция под эгидой ООН. К их величайшему удивлению, астронавты на поверхности Луны обнаруживают… британский флаг и записку, свидетельствующую о том, что еще в 1899 году (примерно как в романе) там побывала британская экспедиция, объявившая Луну владением королевы
Виктории. В записке упоминались два астронавта - Бедфорд и Кейвор, а написала ее
Кэтрин (
Кейт)
Колендер, невеста Бедфорда, родом из Бостона (в романе ее, конечно, нет).
Поиски на Земле показывают, что Кейт, к сожалению, уже скончалась, но Бедфорд жив и находится в доме престарелых, где его считают сумасшедшим из-за “россказней” о полете на Луну. Бедфорд рассказывает собравшимся в доме престарелых представителям ООН о полете на Луну.
Сюжет его рассказа, в общем, совпадает с романным, с небольшими отклонениями (так, в фильме Бедфорд арендовал домик не в
Лимпне, а в
Димчерче - но тоже в графстве Кент; Кейвор сам отказывается возвращаться на Землю; корабль приземляется не вблизи берегов Британии, как в романе, а около острова Занзибар). Однако, в отличие от романа, Бедфорду и Кейвору неожиданно приходится взять на Луну и Кейт, невесту Бедфорда. Кроме того, в фильме не показана восстанавливающаяся днем атмосфера Луны (по-видимому, создатели фильма сочли, что в 1960-х годах это будет выглядеть очень невероятно и даже смешно).
Финал возвращает зрителя в 1960-е годы и имеет явное сходство с финалом другого знаменитого романа
Герберта Уэллса “
Война миров” (“
The War of the Worlds”, 1897).
Одну из двух главных мужских ролей
Арнольда Бедфорда сыграл известный британский киноактер
Эдвард Джадд. Другую главную мужскую роль
Джозефа Кейвора сыграл популярный британский киноактер
Лайонел Джеффрис. Главную женскую роль Кэтрин (Кейт) Колендер сыграла также популярная американская киноактриса
Марта Хайер.
Типажи главных героев и селенитов подобраны очень хорошо, в фильме много чисто английского юмора, и прекрасно представлена английская провинция конца XIX века. За зрелищность лунных постановок (в частности, в эпизоде, когда на Бедфорда нападает лунный монстр) и убедительность спецэффектов зрители должны быть благодарны знаменитому американскому художнику-дизайнеру, одному из лучших (если не лучшему) анимационщику второй половины XX века
Рэю Харрихаузену - настоящему кудеснику спецэффектов во многих знаменитых фильмах тех лет.
Итак, мы имеем дело с добротной, качественной экранизацией, рекомендуемой к просмотру.
3. Третья, уже американская экранизация фильма появилась в 1997 году, этот 45-минутный фильм снял известный американский режиссер
Джек Флетчер. Здесь
Кейвора зовут
Уильям, а
Бедфорда -
Джеремия.
Одну из двух главных мужских ролей
Джеремии Бедфорда сыграл известный американский киноактер
Джон де Лэнси. Другую главную мужскую роль
Уильяма Кейвора сыграл популярный американский киноактер
Леонард Нимой. Ключевую роль
Великого Лунария сыграл также популярный канадский киноактер
Уильям Шетнер.
К сожалению, в Интернете не удалось найти не только этот фильм, но и сколько-нибудь подробное описание его сюжета. Судя по персонажам, он тоже довольно близок к роману.
4. Четвертая, вновь британская экранизация фильма появилась в 2010 году, ее снял известный американский режиссер
Дэймон Томас. Здесь
Кейвора зовут
Артур, а
Бедфорда -
Джулиус.
Фильм значительно ближе к роману, чем даже экранизация 1964 года, поскольку, например, в нем мы видим и атмосферу Луны, замораживающуюся ночью, а у Бедфорда невесты нет. В конце фильма очень остроумным образом объясняется, почему в 1969 году при посадке на Луну экипаж американского космического корабля “
Аполлон-11” никакой атмосферы на Луне не обнаружил.
Здесь тоже в фильме есть вступительная и финальные части, выходящие за рамки романа. Основное действие происходит в 1909 году, то есть 10 годами позже, чем в экранизации 1964 года.
Во вступлении, в 1969 году, 90-летний Бедфорд начинает рассказывать мальчику
Джиму о том, как 60 лет назад вместе с Кейвором полетел на Луну. Их лунные приключения близки к романным. В этом фильме Кейвор остается на Луне, чтобы прикрыть бегство своего друга Бедфорда.
Однако в самом финале внимательного зрителя ожидает очень неожиданный “твист”…
Одну из двух главных мужских ролей
Джулиуса Бедфорда сыграл известный британский киноактер
Рори Киннир. Другую главную мужскую роль
Артура Кейвора сыграл популярный британский киноактер
Марк Гэтисс, в сериале “
ПлиО” сыгравший роль
Тихо Несториса (представителя Железного банка Браавоса). Ключевую роль
Великого Лунария сыграл известный английский киноактер
Филип Джексон.
Это тоже удачная экранизация, хотя, на мой взгляд, все же немного уступает экранизации 1964 года.